Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Премьер уличил нефтяников

Правительство объявило войну манипуляциям с ценами на топливо. В четверг оно запретило сделки между связанными друг с другом компаниями на биржах. Это важно, но окончательно проблему с ростом цен на заправках не решит, говорят эксперты
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Похоже, власти разобрались в некоторых причинах "бензинового кризиса" в стране. Виновных назвал премьер-министр Владимир Путин: дефицит создают сами нефтяные компании.

- Дело в сговоре. Они договариваются между собой: на биржу отдают небольшое количество, - заявил Владимир Путин, обращаясь к вице-премьеру Игорю Сечину на заседании президиума правительства. - Чтобы у вас была полная информация по всей стране, я прошу вас совместно с ФАС самым активным образом мониторить ситуацию и оперативно реагировать

А всего за несколько часов до заявления премьера Игорь Сечин разбирал борьбу с дефицитом бензина, проводя заседание правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса.

- В ряде случаев речь идет о недобросовестном поведении, иногда необходимо дополнительное решение по логистике, но нельзя отрицать и влияние на наш внутренний рынок объективных факторов, таких, как новая конъюнктура на мировых сырьевых рынках, - заявил он.

Кроме того, через биржи торгуют далеко не все НПЗ. "Дефицит работы через биржу создает предпосылки к созданию нерепрезентативных цен - биржа, не имея необходимых объемов, реагирует повышением цены", - отметил Игорь Сечин.

Сами биржевики от обвинений в манипуляциях ценами открещиваются. "Никаких манипуляций нет. Биржа - это открытая площадка. Вы видите товар, объем и цену. Если покупателей много, а продавцов мало, если есть дефицит предложения, то цена растет, - заявил "Известиям" вице-президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Тимур Хакимов. - Биржа - это градусник, который сразу показывает наличие дефицита. У нас нехватка 92-го и 95-го начала ощущаться еще в середине апреля. Если следить за биржевыми торгами, то увидеть проблему можно раньше".

Дефицит топлива почти устранен, уверяют нефтяники. "Все наши заправки обеспечены. Очереди могут возникать, но только потому что у нас самые низкие цены", - заявил "Известиям" представитель компании "Роснефть".

Напомним, что перебои с бензином начались на заправках в конце апреля - сначала в Алтайском крае, а потом и во многих других регионах, и даже в Московской области. К тому же на АЗС начали резко расти цены - например, в Москве они стали больше в среднем на 15% только за первомайские выходные. Тогда на совещании в Министерстве энергетики нефтяники обязались в течение мая прекратить поставки бензина за рубеж. А правительство с 1 мая на 40% повысило на него экспортную пошлину. После этого ситуация немного выправилась, но напряженность с поставками топлива сохраняется.

Предпринимаемые государством меры поставки топлива наладят, но кардинально проблему не решат, считают эксперты.

- Есть проблема, которую никто не обсуждает, - это технологическая отсталость отечественной нефтепереработки. На переработку тонны нефти мы тратим в четыре раза больше денег, чем в соседней Финляндии. Нефтяников надо заставлять проводить модернизацию. Если себестоимость переработки выше, чем у лучших НПЗ в мире, - экспорт нефтепродуктов компании запретить, - советует директор консалтинговой компании "ФинЭкспертиза" Агван Микаелян.

От повышения цен на бензин никуда не деться, пока цены на нефть много выше 100 долларов за баррель, полагает аналитик независимого аналитического агентства "Инвесткафе" Григорий Бирг: "Думаю, ситуация на рынке бензина стабилизируется в течение месяца-двух при поддержке правительства. Однако роста цен на бензин не избежать, и в мае он может составить более 10%".

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...