Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Зрители освистали Макрона на церемонии открытия Олимпийских игр
Мир
Орбан назвал действия России понятными и рациональными
Мир
Маск назвал церемонию открытия Олимпиады в Париже неуважением к христианам
Общество
Роспотребнадзор не обнаружил вирус лихорадки Западного Нила в Татарстане
Происшествия
Житель Подмосковья отрубил голову сожительнице и попал под машину при побеге
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Китай пообещал продолжить содействие мирному диалогу по Украине
Спорт
В Париже могут отменить тренировку пловцов в Сене из-за ухудшения качества воды
Армия
Путин подписал указ о проведении военно-морского парада и салюта в День ВМФ
Мир
Захарова высмеяла реакцию МОК на инцидент с перевернутым флагом на открытии ОИ
Общество
Эксперт посоветовал отравившимся курицей гриль в Петербурге требовать компенсацию
Общество
Адвокат Абрамова опроверг сообщения об ограничении Алсу доступа к квартире
Общество
В Донецке появилась аллея памяти погибшим детям Донбасса

Самолет Чкалова долетался

Техника, связанная с именем Валерия Чкалова, в том числе самолет АНТ-25, на котором он перелетел через Северный полюс в Америку, не будут признаны объектами культурного наследия.
0
Перелететь через Северный полюс оказалось легче, чем получить признание нижегородских властей (фото: ИТАР-ТАСС)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Такое решение приняло правительство Нижегородской области.

Власти региона решили, что несколько десятков исторических объектов памятниками быть не должны. Завершают длинный список "разжалованных" четыре самолета, лимузин "Паккард" и лодка-глиссер, принадлежавшие Валерию Чкалову. Эти раритеты долгие годы хранятся в единственном в России музее прославленного летчика на его родине в городе Чкаловске (прежде Василева слобода).

Знаменитого земляка на родине очень любили, да и он при любой возможности старался прилетать сюда. Рассказывают, что после перелета в Америку Сталин наградил экипаж отдыхом в Сочи. Но Чкалов на курорте не выдержал и двух недель, сорвался на любимую Волгу. Его личный самолет ПО-2, на котором он совершал такие перелеты, сейчас занимает почетное место в музее. Рядом с ним - истребители И-16 и И-17, которые испытывал Чкалов. Здесь же лодка, на которой он рыбачил, и его автомобиль "Паккард".

Но главный экспонат музея - АНТ-25, пролетевший "Сталинский маршрут". Пропорции самолета-легенды впечатляют: размах крыльев 34 метра и крошечная кабина. Представить себе, что в ней три человека провели 63 часа (таково было время беспосадочного перелета в Америку), просто невозможно.

- К нам иногда приезжают космонавты, так признаются: "В космос летать не боимся, а на таком самолете никогда бы не полетели", - рассказывает заместитель директора музея Лидия Попова. - А Чкалов в этот самолет очень верил. Это видно из всей его переписки, заметок. В 1936 году на нем он совершил 56-часовой беспосадочный перелет на Дальний Восток. А через год полетел в Ванкувер.

В музей Чкалова самолет привезли в 1942-м, эвакуировали из Москвы.

- Сначала он стоял в соседнем городе, а поскольку на крыльях у него английская надпись "USSR", то местные думали, что привезли какого-то "немца", и обращались с самолетом соответственно, - рассказывает Лидия Николаевна.

Накануне 70-летнего юбилея перелета для самолетов, лодки и лимузина был построен новый ангар. Тогда же приказом нижегородского министерства культуры "объекты науки и техники, связанные с жизнью и деятельностью выдающегося советского летчика-испытателя В.П. Чкалова" было решено включить в список вновь выявленных объектов культурного наследия области. Но это не было сделано.

Спустя шесть лет нижегородские власти приняли диаметрально противоположное решение - отказать вновь выявленным "объектам науки и техники" во включении в госреестр. В пресс-службе правительства региона со ссылкой на специалистов Управления государственной охраны объектов культурного наследия сообщили: "В 2005 году самолеты признали объектами культурного наследия ошибочно, поскольку памятниками могут признаваться лишь объекты недвижимости".

- Такая формулировка говорит о слабом знании законодательства, - утверждает руководитель управления Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу Дмитрий Мусин. - Объектами культурного наследия по закону могут быть не только здания. Самолет вполне может быть одновременно как музейным экспонатом, так и памятником истории и культуры, одно другому не мешает. Лишняя юридическая защита ни одному объекту культурного наследия еще не вредила. Да АНТ-25 достоин признания памятником ЮНЕСКО, а не только Нижегородской области! Возможно, нижегородские чиновники хотят избежать расходов на охранные мероприятия, которые предполагает статус памятника.

О "разжаловании" самолетов сотрудники музея Чкалова узнали от корреспондента "Известий" и очень удивились.

- В 2005 году Ассоциация научно-технических музеев признала наш АНТ-25 памятником науки и техники России, - рассказывает директор чкаловского музея Сергей Николичев. - Нам пришлось пройти через сложные процедуры в Москве, в Политехническом музее. Много других заявок тогда завернули, но наш АНТ-25 был признан безоговорочно.

Заместитель директора Политехнического музея Наталья Чечель вспоминает, что после заседания экспертного совета, на котором АНТ-25 был признан памятником науки и техники, в Политехнический съехалось "пол-Москвы журналистов".

- Нам пришлось объяснять, что самолет находится в Нижегородской области, - рассказывает она. - Это самолет уникальный, без преувеличения - национальное достояние!

Комментарии
Прямой эфир