Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Штурм "Цитадели"

3 мая в столичном киноцентре "Октябрь" состоится премьера фильма "Утомленные солнцем-2: Цитадель". 5 мая картина хронометражем два с половиной часа выйдет в прокат. Количество копий - 570. Сразу после превью, где "Цитадель" испытала на эмоциональную прочность избранный зрительский круг, Елена Ямпольская начала задавать вопросы Никите Михалкову.
0
Генерал Сергей Котов готовится идти на цитадель вместе с «черной пехотой». Нижегородская область, Павловский район, город Горбатов (фото: Алексей Белянчев)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

известия: Почему вы вообще решили продолжить историю "Утомленных солнцем"? А не "Сибирского цирюльника", к примеру...

Никита Михалков: Мне давно хотелось снять картину о войне. И я подумал, что именно эта, близкая мне история, те характеры, которые уже воплощены, сложные, странные, тяжелые взаимоотношения между Митей и Котовым в условиях войны могли бы иметь развитие. Но основной задачей, конечно, было - воплотить метафизику войны. Этим у нас никто никогда не занимался. Понимаешь, у мужчин на охоте существует масса особых связей с миром, с природой. Надо наступить на эту ветку, причем обязательно с левой ноги. Услышать именно эту птицу, кукушку, к примеру. И так далее. Я совершенно уверен, что и на войне у каждого человека существует такая, абсолютно личная связь с миром. Когда соединяется несоединимое: глобальный масштаб и крохотная деталь, цитадель и мышка. Какому историку придет в голову, что неприступная цитадель взлетела на воздух, потому что мышка бежала, хвостиком махнула, луч солнца попал на линзы очков, очки лежали на нотах, а там был случайно разлит керосин, и все...

и: В "Цитадели" Сталин говорит Котову: "В семнадцать лет ты пошел защищать революцию..." Значит, ваш герой - ровесник века. На момент чаепития со Сталиным ему чуть за сорок. Вас не смущала необходимость играть человека существенно моложе себя?

Михалков: Нет. Мы сразу шли на определенную меру условности. И Наде не двенадцать лет, а около двадцати. И Вика Толстоганова моложе Дапкунайте.

и: Не хотелось взять на роль Маруси актрису постарше?

Михалков: Я надеюсь, там нет этого ощущения: "Ой, какая же у них разница в возрасте! А сколько ей, а сколько тогда ему?". Это не имеет значения. К моменту возвращения Котова домой зритель уже должен находиться под наркозом. Погрузиться в картину настолько, что ему будет не до арифметики.

Съемочная площадка вокруг бетонной цитадели была настолько велика, что режиссер и актеры перемещались по ней на квадроциклах (фото: Алексей Белянчев)

и: Год назад премьеру "Предстояния" устраивали в Кремлевском дворце. Почему на сей раз все гораздо скромнее?

Михалков: Тогда было 65-летие Победы, и наша премьера вписывалась в программу празднования. Повторять год спустя то же самое - ну не было к этому логических предпосылок. Разве что из желания эпатировать или "надуть" картину. Был разговор про ГКД - давно. Потом он заглох, а я не стал к нему возвращаться.

и: Непопадание "Цитадели" в Канн вас огорчило?

Михалков: Мы и не претендовали. В прошлом году этого очень хотела компания Wild Bunch, у которой права на мировой прокат "Утомленных солнцем-2". В этом году мы сразу отдали им нашу версию "Цитадели" и сказали: "Если видите в этом необходимость - посылайте в Канн, не видите - не посылайте". Единственное, на чем мы настаивали - соглашаться только на участие в конкурсе. А не просто - гала-показ. Но я думаю, это ту мач для любого фестиваля: два года подряд один и тот же режиссер, скандальная картина...

и: Жаль, ведь в этом году жюри возглавляет ваш друг Роберт Де Ниро...

Михалков: Да ладно! И Де Ниро ничего не гарантирует. Я с Каннским фестивалем столько нахлебался! Жиль Жакоб говорил мне после "Очей черных": "Все, ты получишь, уже решено". Я, м...к, по молодости даже в Москву позвонил, похвастался. Потом мне сказали то же самое про "Утомленных солнцем": вопросов нет, до закрытия одна картина осталась - Тарантино, там ловить нечего, ты получишь... У меня есть Гран-при Каннского фестиваля. Марчелло Мастроянни получил "пальму" за лучшую мужскую роль за "Очи черные". У меня наград - о, ставить некуда. Смотришь на них и думаешь: сколько было переживаний... А сейчас? Стоят на полке, и слава Богу.

и: Плакат к "Цитадели" делал Артемий Лебедев. Когда люди из интернет-сообщества, которые откровенно с вами воевали, переходят вдруг на вашу сторону, как это следует понимать? Они продались или одумались?

Михалков: А чем я мог их купить?

и: Говорят, Михалков человек не бедный...

Михалков: Просто за деньги? Да ну, что ты!

и: То есть Артемия Лебедева вы не покупали?

Михалков: Упаси Бог. Лебедева я пригласил на разговор. У меня была идея, чтобы он сделал дизайн сайта Российского фонда культуры. Ну и параллельно возникла мысль - заказать ему плакат к "Цитадели". Я умею отделять личные отношения от объективной реальности. Тема Лебедев - человек талантливый.

и: Безусловно. Плакат - очень точное, я бы сказала, точечное попадание в нерв картины.

Михалков: А мне интересно иметь дело с одаренными людьми. Более того, я почти уверен, что с талантливым человеком мы всегда найдем общий язык. Поскольку и я не бездарен, то наша совместная креативность превзойдет наши же низменные чувства, и мы сумеем договориться. А если не сумеем, то по каким-то серьезным идеологическим соображениям. С Лебедевым этого не случилось.

и: Вы довольны результатом?

Михалков: Лично я никогда бы такого плаката не сделал. Но всем должны заниматься профессионалы. Я умею снимать кино и играть. Однако не умею рекламировать свои картины, пиарить свои картины, прокатывать свои картины... Мне принесли пять или шесть плакатов. Среди них были два вполне, с моей точки зрения, удобоваримых. И был вот этот - Котов и Сталин, который мне сначала резко не понравился. Правда, исполнение на тот момент было дикое. Я начал спрашивать окружающих: вам какой вариант нравится? Все тычут пальцем в один и говорят: этот! Но - нужны живые фотографии. Максим Суханов опять три часа сидел на гриме, превращался в Сталина...

и: Сталин на постере, по вашим ощущениям, привлечет аудиторию или отпугнет?

Михалков: Не знаю. Это только опытным путем можно проверить.

и: Уходим от ответа?

Михалков: Да нет же. Просто одни говорят: "Сталин отпугнет зрителя". Логика есть, согласен. Другие наоборот: "Сталин привлечет зрителя". Тоже логично, тоже согласен. Есть в этом плакате смысл, вытекающий из фильма? Безусловно. А дальше посмотрим.

Продолжение диалога с автором Цитадели – в следующем номере

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...