Кремлевский холст
С его автором, художником Студии им. М.Б. Грекова Юрием Бирюковым, встретился корреспондент "Известий" Михаил Харламов.
Известия: Юрий Алексеевич, расскажите, как возникла идея создания картины?
Юрий Бирюков: В 2006 году я написал для полка два портрета - первого командира Петра Азаркина и Героя Советского Союза, легендарного командира группы "Альфа", некогда тоже служившего в Кремле, Геннадия Зайцева. Написаны они были к 70-летию части. А главным действом того юбилея стало освящение нового знамени и его передача полку Владимиром Путиным, который тогда был президентом России. Спустя же некоторое время после освящения, которое, кстати, проводил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в Успенском соборе, комендант Кремля Сергей Хлебников назвал это событие историческим. И оно действительно было красивым и поучительным, а значит, несомненно, заслуживало написания большого полотна. Так появилась идея. Почти сразу же началась и работа.
и: Получается, что над картиной вы продолжаете трудиться уже на протяжении пяти лет?
Бирюков: С перерывами, да. Сначала нужно было определить основную концепцию произведения, затем писались эскизы, параллельно шел и сбор натурного материала. Это огромное количество съемок, этюды и так далее. Только на одну подготовку ушло более четырех лет. Соответственно к самому письму я приступил лишь несколько месяцев назад. Хотелось бы, конечно, чтобы времени было побольше. Но, знаете, можно и тысячу лет писать, а на выходе не получить ничего.
и: Но и масштаб картины действительно впечатляет.
Бирюков: Спасибо. Кстати, высота ее 4,5 метра, ширина - 4.
и: Какой смысл в эту картину вкладываете вы?
Бирюков: Смысловым центром композиции является знамя полка. Оно расположено в пересечении вертикальной и горизонтальной композиционной оси. Горизонтальная состоит из основных действующих лиц, непосредственных участников события - это военнослужащие полка, руководители Федеральной службы охраны и священнослужители. При этом заметьте, люди здесь являются воинами. Одни обеспечивают нашу физическую безопасность, другие защищают наши души. Все они символизируют "море житейское". В свою очередь, вертикальная ось образована колонной храма с изображениями святых воинов. Это - "воинство небесное", которое незримо присутствует и участвует в освящении. Таким образом, знамя является тем символом преемственности традиций, передающихся из поколения в поколение от древности и до наших дней. Хотел бы обратить внимание, насколько все вовлечены в действо. Караул и командир держат знамя, с одной стороны. С другой - у одного иподьякона текст, у второго - чаша, третьему доверен символ патриаршей власти - посох. Еще один священник молится. Сам Патриарх освящает. Все вовлечены в единый процесс.