Туристам подрезали крылья

После решения Росавиации отказать в международных чартерных рейсах 11 авиакомпаниям ("Известия" от 26 апреля) туроператорам придется выкупать блоки кресел у тех перевозчиков, что получили доступ к небу. Туристам придется доплатить.
В "черном списке" Росавиации оказались довольно крупные чартерные перевозчики. По закону турфирмы не имеют права продавать путевки, пока не получат подтверждения, что у авиакомпании есть разрешение на полеты. Но кто об этом думает, когда идет высокий сезон? Все билеты давно проданы. Теперь у сотен тысяч путешественников могут возникнуть большие проблемы. В лучшем случае им придется переплатить. В худшем - остаться дома. Из-за решения Росавиации у туроператоров нет иного выхода, кроме как выкупить блоки кресел у тех, кто предлагает. То есть у оставшихся крупных игроков. Причем по любой цене, которую те запросят.
"Цену будут повышать, тут даже рассуждать не о чем", - говорит гендиректор компании "Инфомост" Борис Рыбак. Но на сколько, сказать пока сложно. "Мы не видим, почем перевозчики продают туроператорам блоки кресел, - пояснил он. - На конечную цену для потребителей влияют многие факторы. Доминирующим в этом году будет исчезновение Египта и Туниса с туристического рынка".
Есть еще регулярные рейсы, но на них особо рассчитывать тоже не стоит. Перед началом праздников и отпусков авиакомпании традиционно увеличивают стоимость билетов на 10-15%. В нынешней же ситуации этой накруткой дело может и не ограничиться.
- Цены повысятся, причем у всех вместе, - отмечает управляющий партнер аналитического агентства по транспортным перевозкам InfraNews Алексей Безбородов.
По его словам, на так называемые "последние места" (15% общего количества) билеты подорожают минимум на 40%. Вообще же все будет зависеть от того "насколько наглости хватит" и от платежеспособности спроса.
- Триста долларов в Египет никто не заплатит, так что и смысла поднимать цену не будет, - пояснил эксперт. - Но на определенных направлениях будет очень большой скачок.
В Ассоциации туроператоров России (АТОР) тоже уверены, что складывающаяся ситуация ведет к моментальному росту цен на авиа-билеты.
- Чартеры запретили в основном региональным авиакомпаниям. Оставшиеся на этом рынке федералы - монополисты. У них есть все возможности задирать цены, а у пассажиров выбора нет, - пояснил первый вице-президент АТОР Владимир Канторович. - В прошлом году перед открытием сезона была похожая ситуация с чартерами. Тогда цены на перелеты, например, в Болгарию выросли на 60 долларов.
Сами авиакомпании подобные обвинения категорически отрицают. "Все наши цены в интернете на сайте, - заявила начальник пресс-службы "Аэрофлота" Ирина Данненберг. - На нас решение Росавиации никак не скажется. У нас летнее расписание, вот по нему мы и летаем". В "Трансаэро" от комментариев отказались. В "ЮТэйр" назвали ситуацию "слишком запутанной" и говорить о ценах тоже не изъявили желания.
Каковы будут потери туриндустрии, если люди начнут отказываться от запланированных поездок, сейчас никто подсчитать не берется. Однако в Российском союзе туриндустрии (РСТ) отмечают, что убытков возможно избежать. Как пояснила "Известиям" пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина, любая компания-авиаперевозчик может обратиться в Росавиацию за разовым разрешением на чартерный рейс. "Разрешения такие выдаются", - подтвердил советник руководителя Росавиации Сергей Извольский. Кроме того, по словам чиновника, авиакомпании могут провести переговоры с аэропортами и договориться осуществлять рейсы в незагруженное время (с 11 вечера до 6 утра). В этом случае разрешение скорее всего будет выдано. Впрочем, аэропорты могут выставить и свои условия.
ИНТЕРНЕТ-ОПРОС "ИЗВЕСТИЙ"
К праздникам авиакомпании накручивают цены на билеты. Что делать простым потребителям?
58% Это монополизм. Государство должно наказывать авиакомпании
17% Отдыхать дома
16% Это логично. Надо всё планировать и оплачивать заранее
9% Путешествовать на поезде и автомобиле
В опросе приняли участие 2316 человек