Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Веселые растеряевские дни

На днях Общественный совет при Министерстве обороны обсуждал межнациональные конфликты в армии. Председатель совета Никита Михалков пустил по кругу фотографию, уже известную тем, кто видел предпоследний выпуск "НТВшников". Пацаны в исподнем склонили бритые головы, на которых белой пеной выведено "Салам даг". Перед их жалким строем вольготно разлегся мускулистый "дед"-кавказец.
0
Елена Ямпольская
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Снимок наделал шума в Рунете. Дискуссия расчесывается в основном вокруг темы "фотошоп - не фотошоп", и сторонники того, что все-таки фотошоп, считают вопрос исчерпанным. Как будто антирусские или антикавказские провокации могут возникнуть на пустом месте. Как будто если в двадцатых числах апреля с небес сыплются снежинки, значит, апрель и не весна вовсе. Можно отрицать то или иное проявление сущности, но саму сущность куда вы денете?

Никто на Совете не собирался переводить разговор в русло: "Защитим русских мальчиков от нацменского произвола!" Все понимают, что проблема не в агрессоре, а в жертве. На слабого обязательно найдется сильный - не убережешься, не спрячешься. Главный из конфликтов внутриармейских и просто житейских таков: русские воюют с русскими, выматывая себя и друг друга. Ибо к сегодняшнему моменту Россий у нас оказалось несколько - по примеру каналов ВГТРК.

В одной России от слова "идеология" принято плеваться. Ну, ок, замените формулировку. Вместо "У страны нет идеологии" скажите: "У страны нет общей цели". Вот он, корень жестокости. Если родина одна, персональные различия третьестепенны. Когда родин много и их интересы входят в клинч, а у кого-то (обычно у русских ребят) ощущение своей земли отсутствует полностью, начинается живодерство - в армии и на гражданке.

Хотелось бы понять, для какой нации мы десятилетиями ищем идею? Что нам потребно: реформа образования, новые проекты арт-группы "Война", программа десталинизации, членство в ВТО, повсеместные "Твиттер" и "Фейсбук", свобода телевидения, где нет других законов, кроме выгоды? Или: новая индустриализация, оборонка, без которой все равно никуда, возрождение деревни, "Основы православной культуры" в школах и четкое - на государственном уровне - представление о вещах, которые не стоит высмеивать? Не потому, что накажут, посадят, оштрафуют, а просто - дурной тон.

Осторожная политология предлагает компромисс. Но на деле либералы и государственники, атеисты и люди воцерковленные точно знают: за этими наборами приоритетов стоят интересы разных стран. России 1 и России 2.

Какая из них больше? Взгляните на результаты голосований в различных ток-шоу: конечно, вторая. А какая громче кричит? Разумеется, первая. Голос второй, основной России не слышен. Народ сам привычно безмолвствует и рупоров среди интеллигенции сегодня практически не имеет. Посему любая попытка высказаться от имени второй России порождает волну народной благодарности.

Игорь Растеряев, 30-летний питерский актер (правда, казачьих корней), буквально перепахал Рунет своими "Комбайнерами". Нарочито примитивной, из полена вырубленной песней, где герои "не сидят "В Контактах", в онлайнах, они вкалывают на комбайнах". В тексте наличествуют обмолот ячменя, зябь, поросята, "Дон 500". Плюс выпады в сторону "гламурных дур" и Кондолизы Райс. В качестве визуального сопровождения - щербатые, дочерна загорелые, полупропитые лица, которые стыдливо воротятся от камеры.

У "Комбайнеров" с момента появления в Сети - более полутора миллионов просмотров. Всего по Растеряеву - свыше семи миллионов. Доморощенные звезды в интернет-самодеятельности возникают часто, но если тяга к Наличу свидетельствовала только о дворовом вкусе, то здесь очевидно большее, чем поиски альтернативы официальной попсе. Здесь тоска по единению вокруг настоящего. Пусть чересчур пафосного - своему прощается. Пусть коряво пропетого: а откуда гладкости взяться? Навык утерян, все с нуля, с каменного топора, костяного наконечника.

"Вытри слезы, отдохни немного - я русская дорога. Отходи, а я тебя прикрою - грязью да водою..." "Расчудесный уголок, не леса, а сказка. Наступил на бугорок - глядь, а это каска..." "Чтоб ни работы, ни дома, чтоб пузырьки да рюмашки. Чтоб вместо Васи и Ромы лишь васильки да ромашки..." Растеряев - не Высоцкий. И даже не Расторгуев. Но в отличие, скажем, от новой песни Пугачевой, где рифмуется "небо" - "хлеба", у него возможна фонетическая перекличка "летают" - "в Паттайю". А еще в песнях Растеряева очень много про смерть. Оказывается, это востребовано. Оказывается, человеку и жить-то в лом, если ему не дают спокойно подумать о смерти. Там, где смерть десакрализируется до учета трупов в криминальных хрониках, там и жизнь особой ценности не представляет.

"Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит", - сказал, как вы знаете, не Растеряев. Но Растеряев, подобно большинству из нас, это чувствует. И, подобно меньшинству, пытается этому противостоять.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...