Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Овечкин прокомментировал свою 895-ю шайбу и новый рекорд НХЛ по голам
Общество
В Республике Коми трое взрослых и ребенок пропали без вести на озере
Спорт
Болельщики «Вашингтона» назвали Овечкина величайшим игроком всех времен
Мир
Сийярто назвал главу МИД Эстонии ярым сторонником конфликта на Украине
Мир
Al Jazeera сообщил о как минимум 43 погибших в Газе за сутки
Общество
В Москве объявили «оранжевый» уровень погодной опасности
Мир
Один человек погиб при крушении спасательного вертолета в Японии
Мир
Китайские ученые предупредили о риске новых землетрясений в Азии
Общество
Ликвидированы четыре очага ландшафтных пожаров в Дагестане
Мир
США не будут откладывать введение в действие пошлин
Мир
В Белом доме связали отсутствие пошлин в отношении России с переговорами
Мир
В ЦАХАЛ сообщили об успешном перехвате большинства выпущенных из Газы ракет
Происшествия
В Москве госпитализировали школьника и его сестру после химических опытов
Спорт
СКА проиграл «Динамо» и впервые за 15 лет вылетел из Кубка Гагарина
Общество
Умерла народная артистка Украинской ССР Таисия Литвиненко
Армия
Боевики ВСУ использовали храм в Курской области как опорный пункт
Мир
Нетаньяху сообщил о планах обсудить с Трампом пошлины США

Скифы и мифы ПРКФ

23 апреля исполняется 120 лет со дня рождения великого русского композитора Сергея Прокофьева.
0
Выделить главное
Вкл
Выкл

Он прожил на свете всего 61 год, и за этот короткий срок его жизнь совершила несколько головокружительных кульбитов. Отец его был агрономом, управляющим имением, мать - домохозяйка, пианистка-любительница. Вполне ординарная семья. И вдруг этот мальчик, родившийся в деревне, начинает проявлять невероятные способности. К нему удивительно подходит слово "вундеркинд". Уже в три года он играл на рояле и сочинял музыку. В девять, побывав в Москве в оперном театре, стал лихорадочно исписывать горы нотной бумаги. В тринадцать, поступая в консерваторию, принес две тяжеленные папки собственных рукописей: четыре оперы, симфония, две сонаты, фортепианные пьесы. (Мясковский, который поступал в том же году и был старше Прокофьева на десять лет, принес два романса.)

И далее - взлет, взлет, взлет! Очень скоро он становится популярным композитором, пианистом и шокирует публику эксцентричностью.

Письма пишет без согласных и подписывается - ПРКФ. Премьера "Скифской сюиты" в Петербурге в 1916 году вызывает грандиозный скандал, сравнимый только с премьерой "Весны Священной" Стравинского в 1913 году в Париже. В 28 лет он буквально покоряет мир, играет и дирижирует по Европе и Америке, становится настоящим европейцем, сочиняет музыку по заказу крупнейших театров ("Любовь к трем апельсинам" - Чикагской оперы, балеты "Стальной Скок" и "Блудный сын" - Дягилева). Казалось, восхождению не будет конца. О Советах отзывается резко. Однако в 1927 году происходит слом - он начинает посещать советское посольство в Париже, едет на гастроли в СССР.

Вообще у Прокофьева, как у многих великих, своя мифология. Все вышесказанное - компоненты этого мифа. Миф сопровождается шлягерами. У Прокофьева есть несколько хитов, которые знают все, даже музыкально не образованные люди: это "Марш" из "Трех апельсинов", "Гавот" из "Классической симфонии", несколько номеров из "Ромео и Джульетты" ("Монтекки и Капулетти") и, конечно, "Петя и Волк". Вряд ли хоть одним подобным хитом могут похвастать Хиндемит или Шенберг. Непременная часть прокофьевского мифа - его смерть в один час со Сталиным.

Как в каждом настоящем мифе, тут есть несколько туманных моментов. Почему он вернулся в СССР? Как он мог так ужасно поступить с Линой, своей первой, любимой женой? Многие исследователи считают, что и то, и другое связано с советскими спецслужбами.

Знакомый Владимира Набокова вспоминает: "... коммунистический писатель "Тарасов-такой-то" (Александр Тарасов-Родионов, которого все считали советским агентом. - А.Ж.) оставил в берлинской русской книжной лавке, в которой регулярно рылся в книгах Набоков, записку с просьбой о встрече. Из любопытства Набоков явился на предложенное место встречи в одном из берлинских кафе. Тарасов-Родионов расписывал ему преимущества жизни в Советском Союзе и пытался склонить его к возвращению в Москву. На возражение Набокова, что ни один художник добровольно не вернется назад, человек из Москвы воскликнул торжествующе: "Неверно, я только что говорил с Прокофьевым - он возвращается!" Пугал ли композитора "Тарасов-такой-то", или заманивал, да и был ли такой разговор вообще - уже не узнать. Но вскоре Прокофьев стал ездить в Россию, а потом и вовсе вернулся. (Ирония судьбы: сам Тарасов-Родионов был расстрелян во время "чисток" в СССР.)

Что касается отношений с Линой - есть легенда, что студентка-филолог Мира Мендельсон, его вторая жена, была подослана Лубянкой. Но если и не так, ОГПУ явно порадовал курортный роман Прокофьева - как возможность избавиться от иностранки Каролины (Лины) Любера. История их треугольника, фактического двоеженства Прокофьева, - одна из самых душераздирающих любовных историй советских времен.

Говорят, что никого из композиторов в годы Большого террора не убили. И в лагеря никто из крупных композиторов не попал - то ли Сталин сильно любил музыку, то ли руки не дошли. Но среди тех, кто был замучен прессом режима, первым надо назвать Прокофьева. Здоровый человек, спортсмен, теннисист и шахматист, понимавший толк в жизни, в хорошей еде, много лет проживший комфортно на Западе, - и вдруг после постановления 1948 года, после налета Жданова на советскую музыку и персонально на него, Прокофьева (один известный музыковед публично, глядя ему в глаза, сказал: "Сергей Сергеевич, вы - труп!"), этот невозмутимый внешне, высокий, стройный, красивый человек вдруг ломается. И в 57 лет из светского льва превращается в старика, живет на Николиной горе, почти не выходит из дома и через пять лет уходит в мир иной...

Его музыка - это целая Вселенная. Гениальные оперы. Удивительная киномузыка. Потрясающие симфонии. Его музыка узнаваема по первым нотам: мощная, пульсирующая, энергичная - и одновременно нежная, тонкая, проникновенная. Мелодичная - и дерзкая, шутливая - и трагическая.

Я очень люблю его Второй фортепианный концерт. После его премьеры музыкальный критик Вячеслав Каратыгин писал: "Публика шикала. Это ничего. Лет через десять она искупит вчерашние свистки единодушными аплодисментами по адресу нового знаменитого композитора". Он оказался прав.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением