Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Формат премии Курехина - внеформат

Премия имени Сергея Курехина поляризует общество и критику не меньше чем сам Курехин в свое время. За две неполные недели петербургская редакция "Известий" получила немало устных и письменных отзывов по поводу того, где и как все было организовано, кто что говорил и кого выбрали лауреатами
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Бывший кинотеатр "Прибой", где некоторое время назад расположился Центр современного искусства, - это типовая постройка советских времен, вмещающая огромное количество народа. Правда, технически строение находится в полном упадке. Зато колорит старого, полуразрушенного дома, где еле работает отопление и из труб течет вода, вполне гармонично совмещался с разношерстной свободомыслящей публикой и творческим форматом мероприятия. Сочувствующие организаторам эксперты подчеркивают, что, учтя все прошлогодние удачи и недочеты, публику сознательно вернули в недавнее прошлое, в курехинское время, в начало 1990-х - в период романтических надежд, которым, увы, не суждено было оправдаться. Благодаря этому, в противовес пышному московскому гламуру, в "Прибое" все получилось очень демократично и по-питерски. Возможно, даже слишком.

Многие гости оказались разочарованы тем, что в отличие от прошлогодней церемонии нынешняя прошла более официозно и сжато. Проект только набирает обороты, получает все больше финансирования и, по идее, с каждым годом должен заметно расти в качестве. Однако и зрители, и участники заметили: предыдущее вручение премии проходило в гораздо более залихвастском стиле и действительно по-курехински. Тогда были и Олег Каравайчук, и группы "Рубль" и "НОМ", и восхитительный ансамбль "Даха-Браха", получивший Гран-при.

А единственным украшением вечера в этом году стало выступление вернувшегося в Петербург после многолетней работы в США Леонида Лейкина с миниатюрой "Говорите и отдыхайте". Милый клоунский этюд породил множество саркастических шуток по поводу самой церемонии. Явно ожидавшая чего-то большего, расходившаяся публика смеялась над цитатой из него: "Пилите и сомневайтесь", выражая тем самым свое мнение об эффективности затраченных на проект средств и усилий организаторов.

Зато руководитель отдела новейших течений Русского музея Александр Боровский, входивший в состав жюри, считает, что серьезность премии и достойность ее лауреатов неоспоримы: "Премия имени Курехина входит в число главных премий актуального искусства, являясь третьей по значимости в стране после "Инновации" и "Премии Кандинского". И, как это ни странно, хотя сам Курехин обожал скандалы и был всегда главным ерником нашего искусства, она менее скандальна, чем остальные. Она более жанрово определена. Мы отбираем вещи, которые связаны со стилистикой Курехина, с его мышлением - во многом эклектичные, внежанровые и внеформатные. То есть формат этой премии - внеформат. Там должно быть много всего. Эти вещи сами по себе настолько провокативны, что никаких специальных скандалов политического, обывательского и прочего характера не нужно. Премия стала редким сочетанием художественного, музыкального, театрального и поэтического - всего того, что пытался объединить Курехин и что было утеряно после его смерти. Благодаря своей разнонаправленности oн был уникальной личностью и первым "безалабером". У него всегда было чутье на какие-то, казалось бы, совершенно бессмысленные вещи, без царя в голове, но которые оказывались очень нужными культуре в определенный период. И хотелось бы, чтобы премия сохранила этот собирательный характер, чтобы она высматривала из материала современного искусства именно курехинский формат".
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...