Почести мумии
Советское прошлое не только не отпускает нас, но с каждым го-дом обретает все большее значение как своего рода "точка отсчета", от которой мы по многим критичес-ки важным параметрам отстоим все дальше.
Советские времена включали в себя годы тяжелейших испытаний и были порой пропитаны невиданной жестокостью власти в отношении собственного народа. Однако сегодня приходится признать, что советский период в истории нашей страны был единственным, на протяжении которого ее можно было считать центром цивилизации мирового значения.
Я не случайно упомянул здесь слово "цивилизация". Сейчас много говорят о "русском мире", евразийстве, российскости. Однако масштабная цивилизация не может основываться на этнической общности. Римская и арабская цивилиза-ции объединяли десятки народов, формируя уникальные для своего времени стандарты социального общежития. Российский народ только в "коммунистический" период рискнул "раствориться" в советском и породил действительно особую историческую общность, далеко выходящую за пределы традиционной этнической нации. Замечу: Советский Союз имел достойного соперника - Соединенные Штаты Америки были державой, которая, как и СССР, не содержала в своем названии указания на национальную определенность. Сейчас мы откатываемся назад, рассуждая о "российскости" в то время, когда наши соседи, веками воевавшие друг с другом, из французов и немцев, шведов и поляков превращаются в европейцев.
Цивилизация немыслима без выходящей за ее рамки идеи. Ею может быть идея свободы, как в Америке, справедливости, как в Советском Союзе, или гармоничной достаточности, как в современной Европе. Во имя этой идеи могут в той или иной ситуации совершаться преступления и ошибки, достойные лишь осуждения. Однако эта идея должна восприниматься за пределами того социу-ма, в котором она возникла. "Холодная война" была столкновением не только двух сверхдержав, но и двух по-своему привлекательных мировоззрений, двух взглядов в будущее, каждый из которых имел своих сторонников. Нация может строиться на идеологии исключительности, но цивилизация по определению открыта и претендует на универсальность. Неумение выступить лидером глобального дискурса и нежелание включиться в него в качестве "обычного" участника делает общество маргинальным.
Цивилизация вписывает свое имя в анналы истории великими свершени-ями и достижениями материальной культуры. Нельзя отрицать, что многие значимые вехи нашей истории - от индустриализации 1930-х годов и великой Победы до достижения ядерного паритета и полета Гагарина - стали результатом подвигов советского аналога тех, кого американский журналист Том Брокау назвал "величайшим поколением". Оно состарилось в 1970-е годы, и с ним состарилась советская система - и сегодня мы осознаем, что не можем не только усовершенствовать, но даже воспроизвести многое из созданного в те годы.
Можно говорить о правопреемстве России по отношению к СССР - но тут в памяти невольно всплывает телесюжет о доставке в Париж осенью 1976 года из Каирского музея в лаборатории Лувра мумии Рамсеса II, которую вынесли из самолета накрытой современным египетским флагом и которой выстроенный на летном поле в Ле Бурже почетный караул отдал почести, как главе государства. Сегодня молодые российские чиновники, неустанно "пилящие" бюджетные миллиарды на фоне разрушенной Саяно-Шушенской ГЭС напоминают египетских феллахов, копающихся в пыли у подножия пирамид. Значит ли это, что нам надо вернуться back in the USSR? Нет, ведь это невозможно. Мумии оживают только в фантастических фильмах.
Но что нам действительно нужно - это разобраться в том, в каком обществе мы так долго жили. Не переписать исторические учебники, не развенчать мифы и даже не начать издавать журнал "Советский Союз". России нужен фундаментальный и серьезный Институт советской цивилизации - первый научный центр, который успел бы начать исследовать мертвую общность, пока еще живы многие из тех, для кого она была Родиной. Если такие исследования будут объективны, они не окажутся напрасными и на многое откроют нам глаза.