Арктика не растает
На Земле Франца-Иосифа
Белый медведь ходит вокруг жилых строений. Он явно голоден, а значит, опасен. И упрям - сколько ни прогоняй, все равно вернется. А то и сородичей приведет. Белый демон. Местный дьявол. Его все боятся, но и без него отчего-то скучают - здесь это подтвердит любой. Здесь - это на Земле Франца-Иосифа (сокращенно ЗФИ). Самая северная застава России и самая современная. В конце 2007 года здесь построили новый комплекс зданий. За характерную форму пограничники прозвали его шайбой.
- Хотя слева он больше похож на гайку, - замечает старший мичман Анатолий Загурский. - Но что такое гайка? Несерьезно как-то - шайба солиднее.
Солидности здесь и правда хоть отбавляй. Один список высокопоставленных гостей чего стоит. В 2008 году секретарь Совета безопасности Николай Патрушев провел здесь одно из заседаний. В 2010 году сюда прибыл Владимир Путин спасать белых медведей.
Загурский застал возведение комплекса с самого начала. Вместо, а точнее, рядом со старой, еще советского образца, станцией "Арктика" (сейчас в ней хранят продукты и живут местные собаки) за несколько месяцев возвели огромный комплекс со всей инфраструктурой - шведскими дизельными генераторами, корейской бытовой техникой и даже африканскими рыбами в аквариуме. Есть столы для игры в настольный теннис, бильярд и новенькая компьютерная приставка, подключенная к плазменной панели. Тут же во дворе Атриума - небольшой фонтан и детская площадка (на погранзаставе живет несколько семейных пар с детьми). Надо всем возвышается купол с нарисованным небом. Во время полярной ночи - очень помогает.
Впрочем, как признаются сами местные жители, с развлечениями здесь не богато.
- Вот летом мы ходили на раскопки. Лето в этих местах длится всего 2 месяца, и в конце июля снова начинает идти снег. Недалеко от места раскопок стояла старая немецкая метеостанция, построенная еще в 1942 году. О ее существовании даже Советы не подозревали. Само здание уже разрушено, зато летом можно найти фрагменты старой радиостанции, консервные банки португальских сардин и старые немецкие маскировочные сетки - из них местные пограничники делают авоськи.
- А чем еще развлекаетесь?
- Еще? - переспрашивает Анатолий. Становится понятно, что на этом список развлечений заканчивается.
Служить на ЗФИ контрактники идут из-за денег и выслуги лет. Здесь, на арктических просторах, год идет за два, а потратить заработанные деньги при всем желании не на что: еда есть, жилье тоже. В результате 58 000 рублей ежемесячно остаются нетронутыми, что за пару лет позволяет накопить на квартиру в одном из российских городов.
Однако, несмотря на экономическую выгоду, самое сложное - уговорить приехать сюда жену. У Анатолия на это ушло полтора года.
- Все это время мы с Машей только переписывались. Причем по старинке - связи же нет. То есть интернет на станцию подведен, но не оплачен. Поэтому писали бумажные письма. Но это и хорошо - столько всего друг другу сказали, что обычно в лицо говорить как-то не принято, - признается мичман.
На "Барнео"
Мы прилетели в Арктику на Ан-72 - крохотном грузовом самолете, которому, кажется, не страшны ни мороз, ни пепельного цвета облака. Именно эта машина совершала полет во время извержения исландского вулкана Эйяфьятлайокудль, продолжая перевозить грузы и людей. Она доставила нас к месту старта экспедиции. Мы знали, что машина не подведет - даром что самолет авиации ФСБ. Зато все время подводило что-то другое. Еще в Москве механики, которые должны были открыть корпус Ан-72, застряли в пробке. Чуть позже невозможно было вылететь из-за погоды. И в Мурманске мы застряли на один день. Так что на ЗФИ мы прилетели тоже с опозданием. В итоге на полярную станцию "Барнео" мы прибыли еще позже. Путь занял три дня вместо одного.
Если самолету не страшно ничего, то этого совсем нельзя сказать о местной взлетно-посадочной полосе.
- Льдина несколько раз разламывалась на две, а то и три части, - говорит Сергей Орлов, один из руководителей полярной станции. - Хорошо, что в тот момент не было туристов. Последний раз лед треснул в начале апреля, когда вылета ожидал английский принц Гарри, закачивая шестую экспедицию по Арктике.
Еще из знаменитостей здесь был князь Монако Альбер Второй, а также звезды, дипломаты, рестораторы...
- На самом деле здесь все становятся проще и как-то понятней, - объясняет Орлов.
В кают-компании сидит заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Александр Мажаров. Перед ним на столе гигантская стопка открыток, которые он гасит местными печатями. Рядом пакеты с сувенирами - футболками, ручками, магнитами. Он приехал с Северного полюса. Вместе с друзьями они выпили три бутылки водки, а теперь закупают сувениры.
- Тут нужно развивать туризм. Только я потратил 1000 евро. Он тоже, - говорит Александр и указывает на Сергея Харючи, председателя Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа.
Дрейфующая станция "Барнео" - это десяток разбросанных на льдине палаток и взлетно-посадочная полоса, на которую примерно раз в сутки садится самолет. Станция разом может принять около 100 человек. За сезон через станцию проходит человек 300. Сезон - это апрель. В конце марта ее открывают и к маю закрывают.
С этого года станцию "Барнео" курирует Российское географическое общество. В доказательство тому в одной из палаток проходит настоящий научный эксперимент. Старший научный сотрудник Института океанологии Сергей Писарев изучает лед и воду, опуская на глубину 2500 метров специальную камеру. Чем ниже - тем теплее. Начиная со 100-метровой глубины температура уже плюсовая.
- Арктика тает? - спрашиваю.
- И вы туда же! Ну откуда вы это взяли? Кто вам такую чушь сказал? - горячится океанолог.
- Ученые зафиксировали, что в 2007 году площадь льда была рекордно мала, если верить спутниковым наблюдениям.
- А спутниковым наблюдениям сколько лет? Кроме того, никто же не измерял ни объем льда, ни его плотность. Это обычные колебания температуры. Длятся они примерно 60 лет, и сейчас мы попали на еще одно такое потепление. В том же 2007 году, когда площадь льда была маленькой, норвежское судно "Polarstern" застряло во льдах. Ни о каком потеплении речи быть не может, и Северный морской путь никогда не освободится от льда. А если освободится, то на непродолжительный период времени, и снова замерзнет.
Сергей знает, о чем говорит, - он один из 20 человек в мире, к которым поступает информация со 100 зондов, разбросанных по всей Арктике и собирающих информацию о температуре воды и воздуха. Ему можно верить. Ну а мы же пока можем быть уверены в том, что на наш век Арктики в ее теперешнем состоянии хватит.