Профессионал сладкой жизни
По легенде, у Федерико Феллини был одноклассник по прозвищу Paparazzo, что в переводе с итальянского означает "назойливый, мерзко пищащий комар". Автор "Сладкой жизни" превратил прозвище в фамилию и наградил ею одного из героев фильма - его сыграл итальянский актер и режиссер Вальтер Сантессо. А вот род занятий этого персонажа Феллини позаимствовал у другого своего знакомца - того, чья экспозиция (кстати, составленная исключительно из архивов, хранящихся в России) развернута сейчас в Доме фотографии.
С тех пор имя собственное стало именем нарицательным, но, если судить по снимкам, нынешние папарацци похожи на своего знаменитого предшественника не более чем названный в их честь журнал на Vanity Fair. Секкьяроли в первую очередь - высококлассный фотохудожник и в последнюю - охотник за жареными фактами. Собственно, с момента знакомства с Феллини у него уже отпала необходимость быть папарацци - гоняться за звездами в поисках гонорара. Он становится официальным фотографом на съемках у великого режиссера, и, следовательно, звезды первой величины теперь всегда в объективе его камеры.
Начинавший в сороковых как уличный фотограф-репортажник с беспощадно острым и точным взглядом, Секкьяроли постепенно превращался в летописца самой фантастичной в мире реальности - кинематографа. Он один из немногих сумел запечатлеть тончайшую субстанцию: момент, когда обыкновенные предметы и лица становятся объектами искусства. Блистательные фоторепортажи со съемок "Сладкой жизни", "8 1/2", "Амаркорда", "Сатирикона", "Города женщин" открыли Секкьяроли путь на съемочные площадки других режиссеров. Московская выставка - своего рода путеводитель по кинематографу 1960-1970-х.
Вот Антониони, лежащий на капоте машины (снимается крупный план героя из "Фотоувеличения"); вот Сидни Люмет, сидящий на тротуаре и что-то кому-то объясняющий (снимается фильм "Свидание" с Анук Эме и Омаром Шерифом); а вот массовка из "Клеопатры" в перерыве между дублями режется в карты... Рядом фотографии под названием "Полтава" - советские мужчины, женщины, дети, безыскусно позирующие иностранному корреспонденту. Это Секкьяроли приехал в СССР на съемки "Подсолнухов". Режиссер - Витторио Де Сика, продюсер - Карло Понти, в главных ролях - Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. Именно эта легендарная актриса становится любимой моделью Секкьяроли. На московской выставке десятки ее портретов.
В образе, вне образа, сидящая на эскалаторе в московском метро, загорающая топлес на пляже, с мужем - Карло Понти, с сыном - Карло Понти-младшим, с Ричардом Аведоном... Годы, подписанные под снимками, меняются, Лорен - нет. Видимо, для камеры Тацио Секкьяроли она не постарела бы никогда, даже если фотограф дожил бы до наших дней и снял ее в образе Матери из фильма "9" - вольного ремейка "8 1/2". Но Секкьяроли умер в 1998 году. А за пятнадцать лет до этого, почувствовав, что силы на исходе, ушел из профессии. И при всей созвучности имени Тацио со словом "папарацци" с назойливым представителем желтой прессы этот удивительный человек никак не рифмуется.