Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Политика
В Госдуме высказались об условиях расширения БРИКС
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Общество
Отдавшего приказ бомбить нефтебазу командира ВСУ приговорили к 18 годам заочно
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Мир
Французский политик отметил высокий риск ответа РФ на изъятие ее активов
Армия
Новый комплекс подготовки спутников ввели в строй на космодроме Плесецк
Мир
Лукашенко указал на причину провала протестов в Белоруссии
Спорт
Матыцин выразил надежду на участие иностранных спортсменов в Играх дружбы
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Лукашенко назвал нынешний уровень жизни в Белоруссии лучшим в истории
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Профессионал сладкой жизни

Человек, запечатлевший на своих снимках золотой век итальянского кинематографа, начинал как папарацци. Правда, тогда это слово в его современном значении не употреблялось.
0
Бенефис Софи Лорен на выставке Тацио Секкьяроли (фото: ИТАР-ТАСС)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

По легенде, у Федерико Феллини был одноклассник по прозвищу Paparazzo, что в переводе с итальянского означает "назойливый, мерзко пищащий комар". Автор "Сладкой жизни" превратил прозвище в фамилию и наградил ею одного из героев фильма - его сыграл итальянский актер и режиссер Вальтер Сантессо. А вот род занятий этого персонажа Феллини позаимствовал у другого своего знакомца - того, чья экспозиция (кстати, составленная исключительно из архивов, хранящихся в России) развернута сейчас в Доме фотографии.

С тех пор имя собственное стало именем нарицательным, но, если судить по снимкам, нынешние папарацци похожи на своего знаменитого предшественника не более чем названный в их честь журнал на Vanity Fair. Секкьяроли в первую очередь - высококлассный фотохудожник и в последнюю - охотник за жареными фактами. Собственно, с момента знакомства с Феллини у него уже отпала необходимость быть папарацци - гоняться за звездами в поисках гонорара. Он становится официальным фотографом на съемках у великого режиссера, и, следовательно, звезды первой величины теперь всегда в объективе его камеры.

Начинавший в сороковых как уличный фотограф-репортажник с беспощадно острым и точным взглядом, Секкьяроли постепенно превращался в летописца самой фантастичной в мире реальности - кинематографа. Он один из немногих сумел запечатлеть тончайшую субстанцию: момент, когда обыкновенные предметы и лица становятся объектами искусства. Блистательные фоторепортажи со съемок "Сладкой жизни", "8 1/2", "Амаркорда", "Сатирикона", "Города женщин" открыли Секкьяроли путь на съемочные площадки других режиссеров. Московская выставка - своего рода путеводитель по кинематографу 1960-1970-х.

Вот Антониони, лежащий на капоте машины (снимается крупный план героя из "Фотоувеличения"); вот Сидни Люмет, сидящий на тротуаре и что-то кому-то объясняющий (снимается фильм "Свидание" с Анук Эме и Омаром Шерифом); а вот массовка из "Клеопатры" в перерыве между дублями режется в карты... Рядом фотографии под названием "Полтава" - советские мужчины, женщины, дети, безыскусно позирующие иностранному корреспонденту. Это Секкьяроли приехал в СССР на съемки "Подсолнухов". Режиссер - Витторио Де Сика, продюсер - Карло Понти, в главных ролях - Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. Именно эта легендарная актриса становится любимой моделью Секкьяроли. На московской выставке десятки ее портретов.

В образе, вне образа, сидящая на эскалаторе в московском метро, загорающая топлес на пляже, с мужем - Карло Понти, с сыном - Карло Понти-младшим, с Ричардом Аведоном... Годы, подписанные под снимками, меняются, Лорен - нет. Видимо, для камеры Тацио Секкьяроли она не постарела бы никогда, даже если фотограф дожил бы до наших дней и снял ее в образе Матери из фильма "9" - вольного ремейка "8 1/2". Но Секкьяроли умер в 1998 году. А за пятнадцать лет до этого, почувствовав, что силы на исходе, ушел из профессии. И при всей созвучности имени Тацио со словом "папарацци" с назойливым представителем желтой прессы этот удивительный человек никак не рифмуется.

Комментарии
Прямой эфир