Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Подземная модернизация

Обновление метрополитена - один из стратегических вопросов в сборнике задач под названием "Решение транспортной проблемы Москвы". Очевидно, что осовременить всю огромную систему за год-два не получится, а вот за 5-10 лет вполне возможно.
0
Московское метро будет укомплектовано вагонами без постоянных площадок и поручней (фото: ИТАР-ТАСС)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Столичная подземка давно слывет самым красивым в мире метро. Она же относится к числу старейших. К сожалению, Московскому метрополитену не хватает - в широком смысле слова - современных технологий. Вентиляционные системы, лифты для инвалидов и пандусы для колясок, стеклянные заграждения перед путями, новые турникеты - все это должно, по словам столичных властей, появиться в метро в ближайшие несколько лет. А первые шаги будут предприняты уже в этом году.

Новый состав

Одно из первых направлений усовершенствования - модернизация вагонного парка метрополитена. Сегодня большинство подвижных составов дослуживает свой срок. "У нас вагоны прочные, железные, и они могут работать по 20 лет с лишним. Поэтому с тем, что они выработали свой ресурс, проблемы нет. Но они морально устарели, они не отвечают нашим современным представлениям о том, каким должно быть метро", - оценил ситуацию мэр Москвы Сергей Собянин.

А каким оно должно быть? В первую очередь безопасным и удобным. А еще - вместительным, бесшумным и хорошо вентилируемым. Этим требованиям отвечают составы "Русич" (неофициально их еще называют "Скиф"), которые были спроектированы в 2003 году. Уже в апреле на Кольцевой линии столичного метрополитена начнут курсировать удлиненные составы названного типа, сегодня их доля достигает 10% от общего количества составов.

"Русичами" изначально комплектовалась Бутовская линия, ими почти полностью оснащены Арбатско-Покровская и Филевская ветки. Эти 4-вагонные составы курсируют и по Кольцевой вместе с привычными, давно ставшими символами нашего метро составами с шестью синими вагонами типа 81-717/714. До конца апреля к четырем вагонам "Русичей" добавится и пятый, который сможет дополнительно перевозить еще 200 человек. Всего в этом году подземка получит около 160 вагонов нового образца, которые главным образом будут работать на Кольцевой линии. На это в рамках адресной инвестпрограммы города на 2011 год будет потрачено более 5,9 млрд рублей.

Примерная стоимость одного нового вагона составляет 70-80 миллионов рублей, а срок их эксплуатации - 30-40 лет. Кроме того, "электрический аппетит" "Русичей" куда меньше, чем у старых вагонов. Благодаря новым технологиям экономия электроэнергии при эксплуатации "Русичей" достигает 40%.

Что касается замены всего подвижного состава - а некоторые москвичи ратуют за то, чтобы чуть ли не в одночасье обновить метро за счет новых поездов, - то решить этот вопрос за один-два года невозможно. "В метрополитене более четырех тысяч вагонов. Это огромное количество, и для этого требуется 300 млрд рублей", - констатировал Сергей Собянин. Тем не менее столичные власти не откладывают этот вопрос в долгий ящик. Старые вагоны полностью уйдут в прошлое к 2020 году, уступив место новым, кондиционируемым и более вместительным.

Свежее дуновение

Москвичи еще не скоро забудут климатический коллапс, случившийся прошлым летом. Плюс 40 - и на земле, и под землей. Говорить о комфортном перемещении на общественном транспорте не приходилось: каждый спустившийся в метро рисковал потерять сознание из-за духоты. Этим летом столичные жители надеются на то, что Москва не поставит новый температурный рекорд, и на то, что транспорт станет прохладней и удобней. Об этих чаяниях горожан столичные власти прекрасно знают и не оставляют их без ответа. Мэр Москвы Сергей Собянин пообещал, что к 2013 году будет полностью заменена вся вентиляционная система.

Обеспечивая безопасность

Одной из главных проблем остаются так называемые "зацеперы", которые провоцируют любителей экстрима на никому не нужные подвиги. Эти смельчаки специально находят на вагонах подножки и поручни, предназначенные для технических служб, и катаются от станции к станции. К сожалению, эти приключения заканчиваются плачевно: недавно в столице погибли несколько студентов, которым захотелось прокатиться на крыше поездов. Чтобы такие эксперименты не повторялись, московское метро, во-первых, будет комплектовать составы вагонами без постоянных площадок и поручней. Во-вторых, по просьбе руководства метрополитена все поезда будут защищены подвижными решетками, исключающими возможность несанкционированного проникновения между вагонами.

Еще одно нововведение заключается в том, что на платформах действующих и будущих станций появятся прозрачные перегородки. Они отделят пассажиров от путей, исключая возможность прыгать на рельсы и залезать на крышу вагонов. Такие заграждения можно увидеть в подземках разных городов мира, например в шанхайском метро. Перегородки будут раздвигаться и закрываться одновременно с дверями вагонов. Все новые станции будут оснащаться ими, что учитывается уже на стадии проекта. Обеспечивая безопасность пассажиров, они никак не испортят внешнего вида станции, позволят видеть весь ее объем и убранство.

Модернизация коснется и таких, казалось бы, мелочей, как зеркала обзора платформы на вагонах "Русич". Пассажиры часто пересекали линию у края станции, и подходящий поезд задевал этим зеркалом людей. За границей, например, иная культура поездок в метро: за линию не переступает ни один пассажир. А у нас, как показывает практика, борьба за место начинается еще до подхода состава. Поэтому машинисту необходимо наблюдать полную картину на станциях. Кроме того, предотвращая угрозу террора, в составах столичного метро не останется сквозного прохода из вагона в вагон. Этот опыт столица перенимает у заграничных коллег.

Понимая, что количество пассажиров год от года растет, московское метро будет вводить новую эскалаторную систему с четырьмя бегущими дорожками вместо трех. Кроме того, на смену эскалаторам-"дедушкам" (так, эскалатору на станции метро "Бауманская" ни много ни мало 70 лет) придут новые, более быстрые. Технологии 30-летней, а то и 50-летней давности действительно уйдут в прошлое.

Приятным сюрпризом для всех любительниц шпилек окажутся новые эскалаторы. Ступени, как и все покрытие, сделаны из алюминия. И если на некоторых эскалаторах шаг настила составлял 17 мм, то на новых он уменьшается до 10. А значит, девушки будут ремонтировать тонкие каблуки куда реже.

Хоть одна зима уже заканчивается, но будут и другие зимы. Не будут обойдены вниманием и такие, казалось бы, мелочи, как "противогололедные меры", в частности, это касается пешеходных переходов и выходов из метро. "У нас ведется строительство подземных пешеходных переходов. Я думаю, что уже на стадии проектирования нужно предусматривать их безопасность в зимний период. Возможно, следует обогревать ступени или использовать противогололедный материал", - говорит первый заммэра Владимир Ресин.

Справка

Вагон типа "А"

В этих поездах пассажиры столичного метро ездили с момента открытия подземки и вплоть до 1975 года. Вагоны типа "А" имели сварные кузова и тележки. Мытищинский вагоностроительный завод освоил технологию изготовления сварных кузовов в 1932 году, имея опыт изготовления трамвайных кузовов. Схема управления не имела аккумуляторной батареи и получала питание от контактной сети через добавочное сопротивление и контроллера вожатого (KB). Салон освещали 30 ламп в 120 ватт.

Вагоны типа "В"

В 1945 году, после победы в Великой Отечественной войне, специалисты сочли целесообразным использование вагонов Берлинского метрополитена. Так в столице появились немецкие вагоны, ходившие в берлинском метро. Вагоны получили индекс "В" - военные. Примечательно, что технические и эксплуатационные характеристики и показатели этих вагонов были несколько хуже, чем у вагонов типа "А".

Вагоны типа "Е" - "Еж"

Вагоны метрополитена типа "Е" серийно выпускались в 1963-1969 годах Мытищинским машиностроительным заводом. Сегодня на них можно прокатиться в Московском, Петербургском, Киевском и в Тбилисском метрополитенах. Это самые старые из ныне эксплуатируемых типов вагонов в России и СНГ.

Вагоны типа "Русич"

Неофициальное название этих поездов - "Скиф". Они создавались 20 лет назад для обслуживания легкого метро. В "Русичах" применяются новые технические решения, в том числе асинхронный двигатель, а также предусмотрена система кондиционирования.

ОПРОС: Метро в Москве - основной вид транспорта?

Георгий Давыдов, президент Национальной ассоциации транспортников:

- Безусловно, метрополитен сегодня - самый востребованный в столице вид пассажирского транспорта, учитывая количество пассажиров. И принимая во внимание колоссальную загруженность подземки, необходимо актуализировать систему управления метро. Конечно, нужен новый подвижной состав, с большим количеством стоячих мест, чтобы вместить всех желающих в час пик. Из других необходимых мер - длина платформ должна быть согласована с длиной составов.

Сергей Байдаков, префект ЦАО Москвы:

- Для современной Москвы метро - это градообразующий вид транспорта. По данным статистики, две трети москвичей пользуются подземкой как основным средством передвижения. Опыт крупнейших мировых мегаполисов, таких как Лондон и Токио, показывает, что решению транспортной ситуации в значительной степени способствует развитие метро.

Александр Починок, сенатор СФ от Краснодарского края:

- Метро является основным видом общественного транспорта для Москвы, так как перевозит больше всего людей. Другое дело, что сама система столичного метрополитена оставляет желать лучшего. Если взглянуть на другие столицы Европы или на Нью-Йорк, скажем, то в них станции метро расположены куда чаще, нежели в нашей подземке. В результате там метро позволяет добраться - по крайней мере, в центре городов - практически до любой точки, а у нас зачастую приходится 1,5-2 км ехать до станции на наземном транспорте. Между тем построить новые станции на уже существующих перегонах вполне реально, и говорить о том, что в Москве под землей нет свободного места, не совсем правильно.

Антон Палеев, депутат Мосгордумы:

- Я, конечно, с этим согласен. Учитывая размеры Москвы, это единственный способ быстро добраться из одного конца города в другой. За час можно пересечь весь город и добраться в любое место. Эту сеть, существующую с 1930-х годов, надо развивать. Москва и поддерживает статус столицы отчасти благодаря тому, что у нее есть такой вид транспорта. Город быстро растет, и есть необходимость в доставке специалистов в офисы и на места работы. Метро трудится и по ночам: в это время суток оно перевозит грузы. Это фактически единственный универсальный вид транспорта, который нужно беречь и развивать.

Иван Новицкий, депутат Мосгордумы:

- Да, и его нужно совершенствовать: продлевать линии за пределы МКАД. Многие районы Москвы уже выходят за границы кольца. Конечно, необходимо просчитывать пассажиропотоки, строить хордовые линии и параллельные пересадочные контуры. И не забывать про модернизацию подземки. Людям с ограниченными возможностями нужны специальные лифты. Когда их будут строить системно, инвалиды смогут широко пользоваться этими устройствами. Недавно было сказано про ввод в эксплуатацию около 1500 автоматов по продаже билетов. Они избавят от очередей в час пик. Кассы никуда не исчезнут, поэтому те, кто не захочет пользоваться электронными кассами, смогут покупать билеты привычным способом.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...