Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Учить музыке всех

Музыкальное образование в России и в Советском Союзе всегда было предметом национальной гордости. И вполне справедливо.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Выпускники российских школ - и раньше, и сегодня - бесспорно занимают лидирующие места в мировом музыкальном истеблишменте. Не буду перечислять имен, их слишком много, и они очевидны - от Петра Ильича Чайковского до Евгения Кисина и Вадима Репина.

Однако в последнее время наше музыкальное образование стало давать сбои. Ушло на пенсию или в мир иной славное поколение Учителей, воспитавших десятки и сотни первоклассных исполнителей. Уехало на Запад и на Восток целое поколение музыкантов, которое, восприняв заветы своих педагогов, предпочло передавать их в других странах, где за это давали гораздо более высокую зарплату и гарантированные социальные блага - пенсии, медицинские страховки и т.д. И никто не может их осудить, они сделали свой выбор, и дай им Бог здоровья.

Но здесь, в России, как свидетельствуют руководители крупнейших музыкальных школ разного звена - и начального, и среднего, и высшего, - определенно происходит кризис. Он связан с отсутствием должного финансирования, устаревшими помещениями, оборудованием, плохими инструментами - проблемам несть числа. Если и дальше так пойдет, для национальной гордости великороссов в этой области резонов не останется.

Количество талантов в России не уменьшилось, соотношение людей с яркими дарованиями и людей без особых дарований в принципе не меняется с древнегреческих времен. Аристотель, Платон и Гомер представляли собой ничтожную часть тогдашнего человечества, основная масса пила, жрала, совокуплялась и умирала - как и во все остальные времена. Вопрос в том, как распознать талант (гений пробьется сам и никуда не исчезнет, а бездарности вопреки популярной стихотворной строчке пробьются не дальше набивания собственной мошны и полной аннигиляции после смерти).

Вырастить гения невозможно. Его надо отыскать, как ищут жемчужины среди тысяч пустых раковин японские ныряльщики - ама. Способ единственный - нырять, добывать и открывать раковины. Из тысячи в одной будет жемчужина. Другого способа нет. Но есть искусственный - культивированный - жемчуг. Его можно производить, и производство можно планировать. В нашем дискурсе это профессионалы, которые прекрасно играют, поют, преподают и аккомпанируют, руководят музыкой на разном уровне. Они не гении, но, как и культивированный жемчуг, очень нужны.

Нам необходима музыкальная среда.

Каждый большой музыкант вырастает из детства, общаясь с такими же девочками и мальчиками, старшими соучениками и педагогами - именно они создают плодотворную среду. Как создать это окружение, этот мир? Как раз тут не надо уповать на силы природы. Мы просто обязаны создавать эту среду - при помощи госструктур, бюджетных вливаний, активных действий всех звеньев музыкально-образовательного процесса, от учительницы деревенской музыкальной школы до министра культуры.

Надо сказать, народ не безмолвствует.

Недавно в Москве я присутствовал на чудесном празднике - Всероссийском дне баяна, аккордеона и гармоники, придуманном кафедрой баяна музыкальной академии им. Гнесиных, которой руководит профессор Фридрих Липс. По всей стране в этот день играющие на различных кнопочных и клавишных инструментах раздувают меха и радуют население самой разной музыкой. Праздник стоит всячески поддержать. Но хорошая музыка должна быть неотъемлемой частью жизни общества не раз в год, а постоянно.

И тут есть пример, которому стоит поучиться. Это венесуэльская система музыкального образования, которая называется El Sistema.

Я не был в Венесуэле и не являюсь поклонником их лидера Уго Чавеса. Но эта система появилась задолго до Чавеса и давно вышла за рамки Венесуэлы. Суть ее в том, что огромное число детей и подростков вовлекается в исполнение симфонической музыки. Им раздают скрипки и виолончели, флейты и валторны (наверное, инструменты не очень высокого класса, но это не важно). И они собираются вместе и играют - Моцарта, Бетховена, Чайковского. Это в основном дети из трущоб, их родители бедняки, почти нищие. Но музыка для этих детей становится неожиданным светом. Светом в конце тоннеля. И они с удовольствием (и с огромным трудом) проходят этот тоннель. А дальше - областные и республиканские конкурсы и, наконец, главный приз: участие в оркестре Симона Боливара. И гастроли по всему миру.

Я слушал оркестр Симона Боливара в Москве летом прошлого года - это было потрясающе! 150 мальчиков и девочек с таким кайфом и драйвом играли Бетховена, Чайковского и современных латиноамериканских композиторов, что это производило гипнотическое впечатление. Руководил оркестром великий Густаво Дудамель, в прошлом - выпускник El Sistema, а ныне главный дирижер одного из лучших оркестров США - Лос-Анджелесского филармонического оркестра, любимец публики и критики по всей земле. Ему сейчас 30 лет, а знаменит он с 18. Значит, можно воспитать среду, которая даст гения. Хотя бы одного! Но для этого надо 35 лет упорно работать - El Sistema была создана в 1975 году. Все-таки это не 300 лет стричь газон, как в старой шутке. Если мы сейчас начнем - наши дети уже дождутся результатов.

Нет, Россия не должна копировать венесуэльскую систему: наше музыкальное наследие, наши музыкальные традиции в тысячи раз превосходят венесуэльские по любой шкале. Здесь главная идея - всеобщее музыкальное образование, участие всех детей в совместном музицировании. Но делать это надо по-нашему, учитывая российскую ментальность, и, возможно, это станет свежей струей в российской музыкальной и культурной жизни.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...