Издержки взросления
50 лет назад Советский Союз, послав на околоземную орбиту первого человека, сделал важную заявку на глобальное лидерство, доказав, что он способен не только побеждать в жестоких войнах индустриальной эры, но и быть пионером инновационной эпохи.
Конечно, все мы восторгаемся и подвигом Юрия Гагарина, и гением советских ученых, сделавших возможным тот 108-минутный полет. Конечно, мы с некоторой ностальгией смотрим в прошлое, наблюдая нынешнее состояние российской космонавтики. Но о значении первого космического полета и о современном моменте в эти дни говорится и будет сказано немало - и потому стоит задуматься об иных уроках истории.
Космический полет стал воплощением вековой мечты человечества о выходе за пределы планеты, на которой ему выпало появиться. Мечта эта была не менее давней, чем многие другие - об изобилии благ, которые появлялись бы по первому пожеланию; о энергии, которая могла бы сметать горы; о мгновенной передаче информации на любые расстояния; о бессмертии, наконец. В последние два столетия практически все эти мечты были описаны в фантастических романах - и осуществились куда быстрее, чем могли предполагать самые смелые писатели.
Сегодня одна сотая жителей развитых стран кормит всех своих сограждан, хотя двести лет назад для этого требовался труд каждого второго. Открыта и поставлена под контроль ядерная энергия, в то время как полтора века назад даже нефть и газ казались экзотикой. Человечество стало единым информационным пространством, что невозможно было вообразить в конце XIX века, а доступ к информации и ее передача в обозримом будущем станут глобальным общественным благом, за которое никому не придет в голову требовать оплаты. Никогда еще за сто лет средняя продолжительность жизни не увеличивалась на треть этого периода - настолько, что дальнейшее ее продление порой кажется попросту нецелесообразным.
Все мечты воплощаются в последние десятилетия с пугающей скоростью - но не космическая. Основные достижения в этой сфере пришлись на первые 10 лет после исторического полета. Уже в 1964 году США запустили первый коммерческий спутник связи, в 1965-м состоялся первый выход человека в открытый космос, в 1969-м американские астронавты высадились на Луне, в 1970-м по Луне поехал советский луноход, а "Венера-7" осуществила посадку на поверхность Венеры, в 1971-м началась эксплуатация советской орбитальной станции "Салют-1", а корабль "Марс-3" совершил посадку на Марс. На этом в общем-то впечатляющие успехи закончились. Ни на одной новой планете не садились больше даже автоматические аппараты, а полеты человека ограничивались орбитой Земли.
Несмотря на то что видные интеллектуалы - от Артура Кларка до Стивена Хокинга - настаивали и настаивают на том, что выбор человечества сводится к тому, чтобы выжить, завоевав Вселенную, или умереть на Земле, а большая часть граждан практически всех развитых стран сходится во мнении о целесообразности дальнейшего освоения космоса, космонавтика стагнирует. И это можно понять. Космический рывок 1960-х годов обошелся Соединенным Штатам более чем в $300 миллиардов в нынешних ценах, что даже для богатой Америки равнялось 3,2% ВВП. Советский Союз потратил, видимо, куда большую долю своего валового продукта. Зачем это делалось?
Ответ дал еще Джон Кеннеди, объявляя о начале лунной миссии: "Мы решили достичь Луны в этом десятилетии не потому, что это так легко, а потому, что это чрезвычайно сложно; потому, что эта цель послужит организации наших энергии и умений и определит им цену".
Цена была определена. Люди показали, на что они способны. А космос из сферы мечты и подвига стал рабочей площадкой для улучшения Земли. Освоение новых планет и галактик не стоит на повестке дня, а развитым обществам не нужны полеты на Марс, чтобы понять свое историческое предназначение.
Человечество за последнюю сотню лет значительно повзрослело. Получив в свои руки оружие, способное убить все живое, люди выжили и сейчас задумываются о его уничтожении. Беспредельно обогатившись, они обратились к мыслям о равенстве и благотворительности. Насмотревшись на убийства и геноцид, стали думать о глобальном правительстве и о противостоянии диктаторам.
Сегодня человечество не похоже на юношу, который стремится изменить весь мир, - оно скорее думает о том, как усовершенствовать само себя. Может быть, это не романтично, но, судя по всему, закономерно.