Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Слово из трех букв признали инновацией

Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства "Инновация" в этом году не обошелся без скандальных результатов. Хотя присуждение главного приза группе "Война" за акцию на Литейном мосту в Петербурге вряд ли можно назвать большой неожиданностью.
0
Участники группы «Война» отстаивают свои идеалы. На сей раз вполне цензурно (фото: WWW.MILICANER.PHOTOSHARE.RU)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Еще в начале марта возникли первые предвестия подобного итога: "Войну" попытались вычеркнуть из списка номинантов из-за несоблюдения регламента конкурса, но на их защиту встали некоторые члены жюри и даже художники из числа претендентов на победу. Документация уличного произведения, чье название начинается с широко известного слова из трех букв и заканчивается фразой "в плену у ФСБ", благополучно профигурировала на выставке в Государственном центре современного искусства. А уж когда глава этого заведения Михаил Миндлин начал церемонию вручения призов (она проходила в "Гараже") с витиеватых разъяснений по поводу статуса "Инновации" - дескать, все говорят, что у нас "государственная премия", но это не совсем так, - то предчувствия стали перетекать в уверенность.

Хотя без споров в жюри дело все-таки не обошлось, но Гран-при выдали именно "Войне". Правда, никто из акционистов на сцену за наградой не вышел, да и вообще официальный состав этой группы никогда не оглашался. Публике известны лишь отдельные имена - в первую очередь те, что фигурировали в недавнем уголовном деле, заведенном по случаю акции "Дворцовый переворот". Кстати, сами участники "Войны" не очень-то и рвались в лауреаты: похоже, их не прельщает слава обладателей "госпремии". Однако увернуться не получилось... Теперь устроителям нужно найти легитимный способ передать "кому-нибудь" приз "За лучшее произведение визуального искусства" вместе с денежным эквивалентом в сумме 400 тысяч рублей. О реакции на это решение со стороны Минкультуры России, являющегося соучредителем конкурса, достоверных сведений пока нет.

Среди победителей нынешней "Инновации" есть и еще один автор, чьи отношения с российской Фемидой до последнего времени складывались не самым приятным образом. По разным поводам доводилось платить административные штрафы Артему Лоскутову из Новосибирска, получившему сейчас награду в номинации "Региональный проект" за хэппенинг под названием "Монстрация-2010". Уже несколько лет Лоскутов организует в Новосибирске молодежные первомайские флэш-мобы под абсурдистскими лозунгами, которые заведомо и нарочито "ни на что не намекают". Вероятно, теперь лауреату, ставшему обладателем 200 тысяч рублей, будет проще расплачиваться с казной, если к нему появятся очередные претензии.

Остальные призеры "Инновации" проблем с законом вроде бы не имеют. Лучшим кураторским проектом признана экспозиция "День открытых дверей. Особняк - гимназия - клиника - музей" в московском Музее современного искусства (награда присуждена архитектору и художнику Юрию Аввакумову). В разделе "Теория, критика, искусствознание" победил живущий в Москве итальянец Антонио Джеуза, издавший трехтомный каталог "История российского видеоарта". В молодежной категории "Новая генерация" выиграли сразу двое - Аня Желудь и Арсений Жиляев. Почетного приза "За творческий вклад в развитие современного искусства" удостоились Илья и Эмилия Кабаковы, а лауреатом в номинации "За поддержку современного искусства России" стал вологодский предприниматель Герман Титов, в течение двух лет финансирующий книжную серию "Библиотека московского концептуализма".


КОММЕНТАРИЙ

"Война" и трусость

Максим Григорьев, директор Фонда исследований проблем демократии

Итак, группа "Война", нарисовавшая на Литейном мосту в Санкт-Петербурге фаллический символ и назвавшая это акцией "Х... в плену у ФСБ", стала победителем конкурса Минкультуры. Не будем рассуждать, является это искусством или нет. Оставим этот вопрос специалистам, зарабатывающим "современным искусством" себе на жизнь. Не будем пытаться защищать ФСБ - она вполне может сама за себя постоять. Оставим судебным органам решать, является ли проект "Войны" хулиганством, хотя, на мой взгляд, налицо намеренное "нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу".

Грязная эта история не привлекла бы много внимания - наше общество уже привыкло выдавать непристойность за продвинутость, примитивность мысли - за глубину и актуальность, а честность приравнивать к глупости. Но позорное участие Минкультуры в прославлении сего шедевра делает данный сюжет печальной приметой нашего времени - как с моральной, так и с политической точки зрения.

Для абсолютного большинства жителей России очевидно, что такого рода акция есть сознательное издевательство над Санкт-Петербургом - городом Петра Первого и Екатерины Великой, Дмитрия Лихачева и Льва Гумилева, Брюллова и Растрелли. Похабная картинка, хоть и ненадолго, но появившаяся на фоне Летнего сада и Марсового поля, набережной Кутузова и улицы Чайковского, есть живое воплощение торжества разнузданности и хамства над культурой и традициями. Участие в этом Минкультуры как минимум позорно.

С политической точки зрения поведение Минкультуры стократ хуже. Дело в том, что группа "Война" начала свой путь в канун прошлых президентских выборов с организации прилюдной групповой оргии. Ее участники издевательски заявили, что своей акцией хотят дать "напутствие" победителю. Если бы речь шла о людях с отклонениями в психике, пытающихся привлечь чье-то внимание, это не стоило бы долгого разговора. Однако присуждение этим людям премии под названием "Инновация" (одно из важнейших понятий современного политического лексикона) вызывает не просто удивление.

Что это - работа тех, кто, сам находясь в рядах власти, радуется ее же поражению и позору? Или трусость перед новоиспеченными "мастерами" современного искусства? Поощрение тех, кто делает из власти посмешище, лишь укрепляет в глумящихся чувство безнаказанности и провоцирует на дальнейшее. Еще хуже то, что такое потворство со стороны власти вызывает чувство стыда и в конечном итоге отталкивает тех, кто должен быть опорой государства.

Уроки же нашей истории слишком ясно доказывают, что власть меняется не тогда, когда появляются те, кто хочет ее захватить, а тогда, когда исчезают те, кто готов ее защищать.

Комментарии
Прямой эфир