Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Слово из трех букв признали инновацией

Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства "Инновация" в этом году не обошелся без скандальных результатов. Хотя присуждение главного приза группе "Война" за акцию на Литейном мосту в Петербурге вряд ли можно назвать большой неожиданностью.
0
Участники группы «Война» отстаивают свои идеалы. На сей раз вполне цензурно (фото: WWW.MILICANER.PHOTOSHARE.RU)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Еще в начале марта возникли первые предвестия подобного итога: "Войну" попытались вычеркнуть из списка номинантов из-за несоблюдения регламента конкурса, но на их защиту встали некоторые члены жюри и даже художники из числа претендентов на победу. Документация уличного произведения, чье название начинается с широко известного слова из трех букв и заканчивается фразой "в плену у ФСБ", благополучно профигурировала на выставке в Государственном центре современного искусства. А уж когда глава этого заведения Михаил Миндлин начал церемонию вручения призов (она проходила в "Гараже") с витиеватых разъяснений по поводу статуса "Инновации" - дескать, все говорят, что у нас "государственная премия", но это не совсем так, - то предчувствия стали перетекать в уверенность.

Хотя без споров в жюри дело все-таки не обошлось, но Гран-при выдали именно "Войне". Правда, никто из акционистов на сцену за наградой не вышел, да и вообще официальный состав этой группы никогда не оглашался. Публике известны лишь отдельные имена - в первую очередь те, что фигурировали в недавнем уголовном деле, заведенном по случаю акции "Дворцовый переворот". Кстати, сами участники "Войны" не очень-то и рвались в лауреаты: похоже, их не прельщает слава обладателей "госпремии". Однако увернуться не получилось... Теперь устроителям нужно найти легитимный способ передать "кому-нибудь" приз "За лучшее произведение визуального искусства" вместе с денежным эквивалентом в сумме 400 тысяч рублей. О реакции на это решение со стороны Минкультуры России, являющегося соучредителем конкурса, достоверных сведений пока нет.

Среди победителей нынешней "Инновации" есть и еще один автор, чьи отношения с российской Фемидой до последнего времени складывались не самым приятным образом. По разным поводам доводилось платить административные штрафы Артему Лоскутову из Новосибирска, получившему сейчас награду в номинации "Региональный проект" за хэппенинг под названием "Монстрация-2010". Уже несколько лет Лоскутов организует в Новосибирске молодежные первомайские флэш-мобы под абсурдистскими лозунгами, которые заведомо и нарочито "ни на что не намекают". Вероятно, теперь лауреату, ставшему обладателем 200 тысяч рублей, будет проще расплачиваться с казной, если к нему появятся очередные претензии.

Остальные призеры "Инновации" проблем с законом вроде бы не имеют. Лучшим кураторским проектом признана экспозиция "День открытых дверей. Особняк - гимназия - клиника - музей" в московском Музее современного искусства (награда присуждена архитектору и художнику Юрию Аввакумову). В разделе "Теория, критика, искусствознание" победил живущий в Москве итальянец Антонио Джеуза, издавший трехтомный каталог "История российского видеоарта". В молодежной категории "Новая генерация" выиграли сразу двое - Аня Желудь и Арсений Жиляев. Почетного приза "За творческий вклад в развитие современного искусства" удостоились Илья и Эмилия Кабаковы, а лауреатом в номинации "За поддержку современного искусства России" стал вологодский предприниматель Герман Титов, в течение двух лет финансирующий книжную серию "Библиотека московского концептуализма".


КОММЕНТАРИЙ

"Война" и трусость

Максим Григорьев, директор Фонда исследований проблем демократии

Итак, группа "Война", нарисовавшая на Литейном мосту в Санкт-Петербурге фаллический символ и назвавшая это акцией "Х... в плену у ФСБ", стала победителем конкурса Минкультуры. Не будем рассуждать, является это искусством или нет. Оставим этот вопрос специалистам, зарабатывающим "современным искусством" себе на жизнь. Не будем пытаться защищать ФСБ - она вполне может сама за себя постоять. Оставим судебным органам решать, является ли проект "Войны" хулиганством, хотя, на мой взгляд, налицо намеренное "нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу".

Грязная эта история не привлекла бы много внимания - наше общество уже привыкло выдавать непристойность за продвинутость, примитивность мысли - за глубину и актуальность, а честность приравнивать к глупости. Но позорное участие Минкультуры в прославлении сего шедевра делает данный сюжет печальной приметой нашего времени - как с моральной, так и с политической точки зрения.

Для абсолютного большинства жителей России очевидно, что такого рода акция есть сознательное издевательство над Санкт-Петербургом - городом Петра Первого и Екатерины Великой, Дмитрия Лихачева и Льва Гумилева, Брюллова и Растрелли. Похабная картинка, хоть и ненадолго, но появившаяся на фоне Летнего сада и Марсового поля, набережной Кутузова и улицы Чайковского, есть живое воплощение торжества разнузданности и хамства над культурой и традициями. Участие в этом Минкультуры как минимум позорно.

С политической точки зрения поведение Минкультуры стократ хуже. Дело в том, что группа "Война" начала свой путь в канун прошлых президентских выборов с организации прилюдной групповой оргии. Ее участники издевательски заявили, что своей акцией хотят дать "напутствие" победителю. Если бы речь шла о людях с отклонениями в психике, пытающихся привлечь чье-то внимание, это не стоило бы долгого разговора. Однако присуждение этим людям премии под названием "Инновация" (одно из важнейших понятий современного политического лексикона) вызывает не просто удивление.

Что это - работа тех, кто, сам находясь в рядах власти, радуется ее же поражению и позору? Или трусость перед новоиспеченными "мастерами" современного искусства? Поощрение тех, кто делает из власти посмешище, лишь укрепляет в глумящихся чувство безнаказанности и провоцирует на дальнейшее. Еще хуже то, что такое потворство со стороны власти вызывает чувство стыда и в конечном итоге отталкивает тех, кто должен быть опорой государства.

Уроки же нашей истории слишком ясно доказывают, что власть меняется не тогда, когда появляются те, кто хочет ее захватить, а тогда, когда исчезают те, кто готов ее защищать.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...