Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Инстинкт разбойника, или Бизнес "по-азиатски"

Какова практика отношения властей Центральной Азии к российскому бизнесу?
0
Иллюстрация: Images.com
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

 Сегодня этот вопрос волнует многих аналитиков и экономистов. Имеющиеся сегодня примеры таких взаимоотношений убедительно демонстрируют, что за последние 20 лет социально-политическая среда бывших постсоветских государств изменилась мало. Она не отвечает современным экономическим реалиям, а это значит, что ни о какой интеграции в систему мировых рыночных отношений не может быть и речи.

Говоря о взаимоотношениях власти и бизнеса в странах, ранее входивших в состав СССР, сложно удержаться от проведения параллелей между нынешними реалиями и ситуацией 20-ти летней давности. Впрочем, главное что изменилось за прошедшее время, это если в советский период на злоупотребления властей еще можно было пожаловаться в партийные органы или в органы народного контроля, то ныне никакой управы на произвол просто нет. Государственная бюрократия Центральной Азии давно уже руководствуется не принципами равенства всех субъектов предпринимательских отношений перед законом и судом, а совсем иным подходом. Здесь научились делить всех на "своих" и "чужих".

За примерами такого подхода далеко ходить не надо. Так, в 2004 году Россия подписала ряд соглашений с Таджикистаном, согласно которым Москва соглашалась на списание внушительного долга в четверть миллиарда долларов, а Душанбе обещало создать выгодные условия для российского бизнеса, готового в тот период инвестировать порядка 2,5 миллиардов в различные объекты. В частности внушительные суммы предполагалось вложить в достройку начатой еще в 1987 году Рогунской ГЭС. Сперва все договоренности оставались в силе - специалисты РУСАЛа активно приступили к работе, но вскоре столкнулись с открытым противодействием. Таджикские власти, давшие вначале обещание РУСАЛу допустить его к приватизации Таджикского алюминиевого завода, передумали и стали настаивать, чтобы россияне лишь выполняли бы строительные работы по возведению ГЭС без каких-либо гарантий со стороны правительства в Душанбе по дальнейшему распоряжению полученной электроэнергией. Были забыты и обещания передать компании металлургические мощности… Почему? Оказалось, что причины изменения позиции властей Таджикистана состояли в том, что алюминиевые предприятия республики контролировались близкими родственниками самого президента Рахмона. Таджикские власти, по всей видимости, лелеяли надежду на деньги РУСАЛа просто увеличить собственные активы, а заодно и открыть путь к экспорту электроэнергии в соседние Афганистан и Пакистан… В результате, спустя совсем немного времени, РУСАЛ был выдавлен из республики.

В конце 2010 года атаку на российский бизнес предприняли власти Ашхабада. При этом в отличие от таджиков они даже не пытались найти правовое оправдание своим действиям. Крупного российского инвестора - компанию сотовой связи МТС просто поставили в известность, что действие лицензии, срок которой истекал только к 2012 году, приостанавливается. К тому же, демонстрируя россиянам "бизнес по азиатски" во всей красе, Министерство связи Туркменистана организовало прессинг на 2,4 миллиона абонентов МТС в республике, принуждая их к переходу к национальным сетевым операторам, а заодно и отозвало разрешенные для МТС частоты. Компания МТС, вложившая с 2005 года свыше 188 миллионов долларов в обеспечение своей деятельности в Туркмении, оказалась в роли путешественника, на которого на караванной тропе напали разбойники. Впрочем, ни одному разбойнику прошлого и не снилась такая добыча: ведь МТС контролировала до 83% рынка сотовой связи Туркмении, а ее убытки от действий властей Ашхабада оцениваются экспертами в 585 миллионов долларов.

Регулярно явно недружественные действия предпринимает и руководство Узбекистана. Мало того, что бизнес россиян итак страдает от отсутствия свободной конвертации прибыли, что не позволяет свободно распоряжаться честно заработанными средствами, Ташкент позволяет себе и более существенные выпады. В 2004 году одна из крупных российских компаний, связанных с пищевым производством, - "Вимм-Билль-Данн" приобрела 76,98% акций Ташкентского молочного завода, вложила с модернизацию 5 миллионов долларов и вывела это предприятие в лидеры на рынке молочной продукции Узбекистана. Успех россиян очевидно вызвал зависть у властей республики. Под предлогом нарушений налогового законодательства в сентябре 2010 года был спешно проведен суд, который и передал имущество российской компании в доход государства Узбекистан. Все произошло по известной фразе из басни Крылова: "Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать". Еще один спектакль разворачивается сейчас в Киргизии, где происходит попытка лишить собственности российского инвестора - сотовую кампанию - MegaCom. В методах не стесняются, используется даже силовой захват головного офиса компании и ее руководства.

А если жертвой азиатской системы ведения бизнеса зачастую становятся не самые последние российские бизнес - структуры, то стоит ли говорить о представителях среднего бизнеса? Авторитарные режимы Центральной Азии, привыкшие распоряжаться судьбами своих подданных по собственной прихоти, переносят эти методы и на иностранных инвесторов. Причем все чаще их жертвами становится российский бизнес. Помимо общих соображений, такая тенденция должна была бы как минимум насторожить Москву. Ведь власти Центральной Азии позволяют себе нарушать права и интересы тех, кого с политических трибун они неизменно именуют своими стратегическим партнерами. Но реакции пока не последовало. Впрочем, отсутствие противодействия лишь распаляет аппетиты . Ведь такая позиция воспринимается на Востоке как признак слабости. А со слабыми никто и никогда считаться не будет! Более того, безнаказанность нарушений прав российских инвесторов играет на руку откровенным националистам в этих республиках.

Между тем у России достаточно возможностей положить конец сложившейся практике: от дипломатических демаршей до экономических санкций. Данная проблема уже давно созрела для того, чтобы ее обсудить на заседании Совета Безопасности России. Да и корпоративным объединениям российского бизнеса стоило бы выработать в этом отношении объединенную позицию, донеся ее и до руководства страны и до своих контрагентов в других странах. Осознание высокой рискованности активов в Центральной Азии не следует скрывать от мирового сообщества.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...