Социальные службы заработают по прейскуранту
Нововведения были утверждены еще в октябре прошлого года постановлением правительства Москвы (N 919-ПП) "О предоставлении гражданам платных социальных услуг государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы".
- Для тех, кто имеет право на получение услуг на бесплатной основе, они такими и останутся в соответствии с гарантированным перечнем социальных услуг, - подчеркнула первый заместитель мэра Людмила Швецова, контролирующая выполнение постановления. - Дополнительные - за плату.
Помимо более 135 000 жителей столицы, находящихся сейчас на бесплатном надомном обслуживании, коммерческими сервисами смогут воспользоваться и те, кто на бесплатные услуги права не имеет, - пожилые люди и инвалиды, имеющие родственников. Которые в силу занятости не всегда могут за ними ухаживать и готовы заплатить центрам соцобеспечения за помощь. Идея в целом здравая, но у нее есть и "побочные эффекты".
Ведь получается, что при наличии в семье дедушки или бабушки можно будет по дешевке пользоваться разнообразными услугами. Нетрудно представить, сколько найдется желающих сделать влажную уборку за неправдоподобную для мегаполиса сумму 193 рубля в час - таков средний тариф за работу сотрудника ЦСО. За час можно подмести и вымыть полы во всей квартире - в то время как в клининговых компаниях мытье полов стоит от 30 рублей за квадратный метр (соответственно двухкомнатная квартира в 40 квадратных метров обойдется в 1200 рублей). Выгода очевидна.
Немаловажен и фактор безопасности: за столь скромные суммы в дом приходит не человек с улицы, а сотрудник городской службы.
Но в отличие от московских семей сами социальные работники нововведению не очень радуются. Расширять штат под платные сервисы ЦСО не стали, и все бесплатные услуги, положенные по законодательству, по-прежнему лежат на тех же сотрудниках. А за платные им полагается только "материальное стимулирование" в 60% от суммы оплаты - остальные 40% идут на "развитие материально-технической базы" центров социального обслуживания. И выплачиваться "материальное стимулирование" должно не чаще раза в квартал.
- За увеличение нагрузки мы получим копейки, - расстраивается соцработница Наталья, сотрудница одного из ЦСО Западного административного округа. - А отказаться нельзя. В уведомлении, подписанном директором нашего центра, говорится, что платные услуги были введены по нашим просьбам. А воспротивившихся обещают уволить. Впрочем, многие собираются уходить сами.
Сколько рабочих часов в месяц будет уходить у сотрудника на платные сервисы, еще не определено, хотя закон уже вступил в силу.
На фоне общей неопределенности среди социальных работников появились слухи, что власти собираются постепенно приучать ЦСО к большей финансовой самостоятельности. Поскольку никакой официальной информации на эту тему нет, хочется верить, что это всего лишь слухи. Иначе нынешние "сказочные" тарифы начнут расти очень быстро.
* * *
Сравните расценки