Политическая воля ушла в интернет
Интернет изменил всех, в том числе и российскую власть, сделав ее более открытой и доступной. По крайней мере, для продвинутого народа. Блоги и микроблоги вслед за Дмитрием Медведевым завели почти все губернаторы (например, аккаунты в "Твиттере", по оценкам экспертов, имеет около 80% глав регионов) и лидеры партий.
- С помощью интернета удалось сократить дистанцию между властью и обществом, - заявил "Известиям" завкафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков. - Причем здесь надо иметь в виду не только увлечение блогосферой. Но и то, что все госорганы создали свои сайты. Раньше человек должен был топтаться в инстанциях даже для того, чтобы получить элементарную информацию. С ее перемещением в Сеть, с возможностью получить часть госуслуг в электронном виде, происходит десакрализация власти.
На федеральном уровне укрепляется обратная связь. Помощник президента Аркадий Дворкович регулярно отвечает на вопросы пользователей "Твиттера", интересующихся госзакупками и многим другим. На непосредственное общение со своими фолловерами в "Твиттере" все чаще выходит и сам Медведев. Региональные власти осваивают новый формат - встречи с "населением" Сети. Так, вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский недавно встретился с блогерами, недовольными качеством ремонта дорог. В Ивановской области управляющие компании стали принимать жалобы населения через "Твиттер".
Кроме того, впервые в России интернет сильно повлияет на предстоящие парламентские и президентские выборы, считают эксперты. "Значительная часть политической активности смещается именно в Сеть", - отмечает Леонид Поляков. Что касается социальных сетей ("Фейсбук", "Одноклассники", "ВКонтакте", "Твиттер"), то вести свою избирательную кампанию там будут и партии, и кандидаты в президенты, уверен эксперт.
Но чтобы влияние Сети на политику стало таким же мощным, как на Западе, наши блогеры должны ходить голосовать (сейчас они этого не делают). "Из 450 депутатов Госдумы свои личные сайты имеет около 20%, это значит, что четыре пятых наших парламентариев не видят смысла общаться со своими избирателями через интернет - невозможная ситуация для Европы или Америки", - отмечает председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко. Поэтому если в Америке интернет - один из главных способов сбора средств на избирательную кампанию от простых граждан, то у нас этого не будет.
- Влияние интернета на выборы будет не в агитации, а в общем информационном фоне, - считает Макаренко. - Россия все более отчетливо делится на партию телевизора и партию интернета, то есть людей, для которых основным источником политической информации является соответственно ТВ или Сеть. Причем интернет уже влияет на наш телевизор. Информация первой появляется в интернете, картина дня формируется в интернете, телевидение уже не может себе позволить ее не учитывать.
* * *
Хакеры атаковали "Живой Журнал"
Во Всемирный день интернета хакерской атаке подвергся "Живой Журнал", в том числе и блог Дмитрия Медведева стал временно недоступен. Однако пользователи могли оставить свои комментарии в видеоблоге главы государства на официальном сайте Кремля. Об этом "ИНТЕРФАКСу" сообщили в интернет-отделе пресс-службы президента. "Живой Журнал" в последние дни действительно подвергается атакам, и поскольку блог президента является его составной частью, он также недоступен для пользователей", - отметили в интернет-отделе. Руководитель LiveJournal Russia Светлана Иванникова заявила, что администраторы выявляют адресатов и источники атаки. В кириллическом сегменте LiveJournal зарегистрировано около четырех миллионов аккаунтов, ежемесячная аудитория превышает 20 млн человек.