Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Рулевые игры в экономику

Выступление президента Дмитрия Медведева в Магнитогорске 30 марта и его последующие заявления заставили экспертов говорить то ли о "новом ускорении" модернизации, то ли о начале президентской кампании 2012 года.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

О признаках предвыборной ажитации рассуждали уже многие и не раз, поэтому поговорим об экономических аспектах предложенных главой государства мер.

К сожалению, они выглядят лишь первым шагом вперед.

С одной стороны, заявлено о необходимости для членов правительства оставить работу в советах директоров государственных корпораций и компаний с доминирующим участием государства и декларировано ускорение процесса приватизации крупных пакетов акций таких компаний. С другой стороны, отмечена необходимость разного рода экстраординарных процедур, призванных улучшить инвестиционный климат в стране, который президент назвал "очень плохим".

Что способны изменить эти меры? На мой взгляд, пока немного. Конечно, можно отлучить крупных чиновников от постов в госкорпорациях. Но и новые члены советов, представляющие государство как мажоритарного акционера, все равно будут проводить ту же линию, как и отставленные члены правительства. Им придется чаще ездить в Белый дом, чтобы узнать, что там думают по тому или иному вопросу, и не более того. Зато - в отличие от госслужащих, не имеющих права получать вознаграждение за работу в коммерческих структурах - эти новые слуги государства будут облегчать карман госкомпаний на миллион-другой долларов в год каждый.

Или приватизация. В первоначальном варианте программы приватизации на 2011-2013 гг. не было предусмотрено ни одной продажи контрольного пакета ныне контролируемых государством компаний. Инвес-торам предлагается лишь поучаствовать в возможном росте капитализации ны-не государственных монстров, но не в реальном развитии экономики. Достато-чно взглянуть на "Газпром", чтобы понять, чем их заманивают: цена его акций с начала 2003 г. по конец 2009 г. выросла более чем в 4 раза, несмотря на кризис, а объ-ем добычи газа упал на 5,9%. Инвесторы придут на такую приманку, власти от-читаются о притоке капитала, но сдвинется ли с мертвой точки экономика?

Вот, кстати, и об инвестиционном климате. Конечно, можно создать институт уполномоченных по правам инвесторов в регионах. Можно и дела о коррупции расследовать в особом режи-ме. Но зачем? Почему, например, каждый значимый инвестор не должен просто иметь мо-бильный телефон губернатора? Или представителя президента в федеральном округе? А если так уж хочется, тогда надо учредить специальный арбитражный суд, который один был бы уполномочен рассматривать дела по нарушению прав инвесторов (или иностранных инвес-торов). Суд всяко лучше уполномоченных - по крайней мере, он прозрачнее и публичнее. На мой взгляд, всякие "особые" нормы и процедуры плохи, так как в конечном счете они призваны скрыть и замаскировать импотенцию "общих" норм и правил. Чем больше дополнительных инстанций будет создано, тем сильнее окажутся девальвированными уже существующие. А нужно ли их девальвировать? Не уверен.

Сегодня проблемы бизнеса порождены присутствием государства не в советах директоров или в акционерном капитале, а в регулятивном поле. Мелкий бизнес уходит в тень не потому, что в нем есть доля государства, а потому, что оно пытается получить с него страховые платежи, которые были заведомо неподъемными еще до их введения. Алкогольную отрасль трясет от действий ведомства, полномочия которого не прописаны достаточно четко. Туристические компании теряют деньги оттого, что заявления о нежелательности поездок в ту или иную страну имеют у нас не рекомендательную, как во всем мире, а запрещаю-щую силу. И список можно продолжить.

Государство - не столько хозяйствующий субъект, сколько хозяйственный регулятор. И это нельзя упускать из вида, если есть желание сделать жизнь биз-несменов более комфортной, а их деятельность - более эффективной.

Комментарии
Прямой эфир