Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
С начала года на Северном Кавказе раскрыли пять ячеек боевиков
Мир
Франция поставит Украине истребители Mirage 2000 в 2025 году
Мир
В МИДе указали на отработку НАТО вариантов боевых действий против России
Мир
Индия выделит $760 млн Мальдивам после оскорблений в адрес Моди
Экономика
Эксперты увидели первые признаки охлаждения экономки РФ
Авто
АвтоВАЗ может выпустить спортивные версии Lada Iskra
Общество
Мирошник заявил о более чем 300 пострадавших и 70 погибших под Курском от атак ВСУ
Армия
Российские бойцы уничтожили перепутавшее опорный пункт подразделение ВСУ в ДНР
Экономика
Правительство утвердило режим СЭЗ в трех приграничных регионах
Происшествия
Более 1 тыс. человек эвакуировали в ПВР в Феодосии из-за пожара на нефтебазе
Общество
Суд изменил меру пресечения блогеру Портнягину на запрет определенных действий
Армия
Росгвардия уничтожила украинскую ДРГ в Курской области
Авто
«Рольф» заявил о планах разработки собственного автомобиля
Спорт
Стали известны подробности смерти триатлонистки Смирновой
Мир
Ливанская армия сообщила о готовности продолжать отражать агрессию Израиля
Политика
В Госдуме назвали безумством слова Бербок об ударах вглубь России
Происшествия
В Москве женщина избила мужчину по лицу в вагоне метро
Мир
Лидер КНДР отправил Путину телеграмму с поздравлениями и пожеланиями успехов

Фигуры школьной истории

На днях в Москве завершился Первый съезд учителей истории и обществознания, созванный по инициативе всероссийской ассоциации учителей, преподающих эти дисциплины. Накануне этого форума в обществе активизировались дискуссии о том, нужен ли единый учебник по истории или следует сохранить вариативность.
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Большинство делегатов не поддержали идею единого учебника. Однако при этом многие высказывали пожелание, чтобы по ряду ключевых вопросов в учебниках были предложены общие подходы и по возможности близкие друг другу интерпретации. Считаю, что следует провести совещание авторов действующих и готовящихся учебников, чтобы определить, по каким историческим сюжетам и проблемам можно найти консенсус.

Знакомство с нынешними учебниками дает мне основание заявить, что разброс мнений и противоречия между авторами не так уж велики. Речь главным образом идет об истории ХХ века и таких проблемах, как оценки революции 1917 года, феномена сталинизма и роли самого Сталина. Применительно к истории Великой Отечественной войны споры касаются оценки предвоенного периода (1939-1941 годы), начального этапа войны, трагедии плена и коллаборационизма.

Во всех сегодняшних школьных учебниках налицо явная недооценка истории культуры, недостаточное внимание к этнонациональным вопросам и истории народов России. Наконец, мы нуждаемся в оценках того, что теперь принято называть "общей историей", имея в виду жизнь народов тех стран, которые ранее входили в состав России и СССР. Съезд поддержал идею ассоциации дополнить нынешнюю экспертизу учебников комиссиями РАН и Российской академии образования экспертизой специальной комиссии, состоящей из учителей истории.

Съезд подтвердил очевидную истину о том, что центральной фигурой в школе является учитель. Поэтому требуется принципиально улучшить систему подготовки и переподготовки учителей, сформировать новые механизмы повышения их квалификации. Школьные учителя жалуются на нехватку информации о новейших тенденциях развития исторической науки. На форуме мы договорились организовать специальный интернет-портал, где можно доводить до сведения российского учительства новые открытия и документы, информацию о дискуссиях. Очень важным я считаю предложение создать специальную программу "Российская академия наук и университеты - средней школе", которая позволила бы на практике интегрировать науку и образование, наладить диалог между учительством и научным сообществом.

Весьма бурно обсуждался на съезде нашумевший вопрос о новых стандартах для старшей школы. Овация зала в поддержку сохранения истории как обязательного предмета для старшеклассников не оставляет сомнений в позиции российского учительства. Многие учителя негативно оценивают предлагаемый стандартом курс "Россия в мире". В нынешнем виде он выглядит довольно абстрактно. Делегаты съезда поддержали мою идею сделать предлагаемый курс историческим и назвать его "История: Россия в мире", положив в основу проблемно-хронологический и сравнительно-исторический принципы. Изучая общие проблемы (например, "Реформы и революции в России и в других странах", "Формирование сословно-представительных учреждений и элементов гражданского общества" и т.п.), учащиеся могли бы сопоставлять процессы истории российской и мировой, понять и оценить место и роль России на разных исторических этапах. Мы хотим начать подготовку концепции, программ и самого учебника. Возможно, для его написания и апробации следовало бы сформировать группу из учителей истории.

Съезд вновь привлек внимание общества к проблемам преподавания истории в школе. Сам ход дискуссий на форуме показал, что сообщество учителей истории составляет важный сегмент гражданского общества. Ведь именно от этих людей во многом зависит формирование мировоззрения молодого поколения, усвоение им ценностей и традиций нашей страны, что играет большую роль в консолидации российского общества.

Автор - академик, директор Института всеобщей истории РАН, председатель Всероссийской общественной организации "Ассоциация учителей истории и обществознания"

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир