Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Сотрудники МЧС потушили пожар на 450 кв. м на АЗС в Грозном
Мир
Финская полиция обнаружила след от якоря вблизи кабеля EstLink 2
Мир
В США раскрыли подробности нового пакета помощи Украине
Мир
Британский политик Кертен заявил, что Россия не враг Лондону
Мир
Казахстан направил черные ящики упавшего в Актау самолета в Бразилию
Экономика
Курс доллара на рынке Forex вырос почти до 112 рублей
Общество
Путин отметил госнаградами многодетных матерей и семьи из 19 регионов РФ
Происшествия
Трое молодых людей сожгли венок на Вечном огне в Подмосковье
Мир
В Болгарии протестующие из-за отсутствия электроэнергии перекрыли движение
Спорт
Путин учредил президентские стипендии для спортсменов и тренеров
Мир
Во Франции фермеров призвали заблокировать Париж 5 января
Армия
Истребители Су-35С выполнили прикрытие экипажей ВКС в курском приграничье
Мир
Маск назвал Зеленского чемпионом всех времен за «величайшее ограбление США»
Общество
Умер чемпион мира по биатлону Геннадий Ковалев
Армия
Россия вернула из украинского плена 150 военных
Мир
Польша построит дорогу к границе РФ для возможной переброски войск
Мир
Умер обладатель Кубка Америки и экс-футболист «Барселоны» Уго Сотиль
Мир
В Германии призвали ограничить влияние соцсети X в Европе из-за комментариев Маска

Фигуры школьной истории

На днях в Москве завершился Первый съезд учителей истории и обществознания, созванный по инициативе всероссийской ассоциации учителей, преподающих эти дисциплины. Накануне этого форума в обществе активизировались дискуссии о том, нужен ли единый учебник по истории или следует сохранить вариативность.
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Большинство делегатов не поддержали идею единого учебника. Однако при этом многие высказывали пожелание, чтобы по ряду ключевых вопросов в учебниках были предложены общие подходы и по возможности близкие друг другу интерпретации. Считаю, что следует провести совещание авторов действующих и готовящихся учебников, чтобы определить, по каким историческим сюжетам и проблемам можно найти консенсус.

Знакомство с нынешними учебниками дает мне основание заявить, что разброс мнений и противоречия между авторами не так уж велики. Речь главным образом идет об истории ХХ века и таких проблемах, как оценки революции 1917 года, феномена сталинизма и роли самого Сталина. Применительно к истории Великой Отечественной войны споры касаются оценки предвоенного периода (1939-1941 годы), начального этапа войны, трагедии плена и коллаборационизма.

Во всех сегодняшних школьных учебниках налицо явная недооценка истории культуры, недостаточное внимание к этнонациональным вопросам и истории народов России. Наконец, мы нуждаемся в оценках того, что теперь принято называть "общей историей", имея в виду жизнь народов тех стран, которые ранее входили в состав России и СССР. Съезд поддержал идею ассоциации дополнить нынешнюю экспертизу учебников комиссиями РАН и Российской академии образования экспертизой специальной комиссии, состоящей из учителей истории.

Съезд подтвердил очевидную истину о том, что центральной фигурой в школе является учитель. Поэтому требуется принципиально улучшить систему подготовки и переподготовки учителей, сформировать новые механизмы повышения их квалификации. Школьные учителя жалуются на нехватку информации о новейших тенденциях развития исторической науки. На форуме мы договорились организовать специальный интернет-портал, где можно доводить до сведения российского учительства новые открытия и документы, информацию о дискуссиях. Очень важным я считаю предложение создать специальную программу "Российская академия наук и университеты - средней школе", которая позволила бы на практике интегрировать науку и образование, наладить диалог между учительством и научным сообществом.

Весьма бурно обсуждался на съезде нашумевший вопрос о новых стандартах для старшей школы. Овация зала в поддержку сохранения истории как обязательного предмета для старшеклассников не оставляет сомнений в позиции российского учительства. Многие учителя негативно оценивают предлагаемый стандартом курс "Россия в мире". В нынешнем виде он выглядит довольно абстрактно. Делегаты съезда поддержали мою идею сделать предлагаемый курс историческим и назвать его "История: Россия в мире", положив в основу проблемно-хронологический и сравнительно-исторический принципы. Изучая общие проблемы (например, "Реформы и революции в России и в других странах", "Формирование сословно-представительных учреждений и элементов гражданского общества" и т.п.), учащиеся могли бы сопоставлять процессы истории российской и мировой, понять и оценить место и роль России на разных исторических этапах. Мы хотим начать подготовку концепции, программ и самого учебника. Возможно, для его написания и апробации следовало бы сформировать группу из учителей истории.

Съезд вновь привлек внимание общества к проблемам преподавания истории в школе. Сам ход дискуссий на форуме показал, что сообщество учителей истории составляет важный сегмент гражданского общества. Ведь именно от этих людей во многом зависит формирование мировоззрения молодого поколения, усвоение им ценностей и традиций нашей страны, что играет большую роль в консолидации российского общества.

Автор - академик, директор Института всеобщей истории РАН, председатель Всероссийской общественной организации "Ассоциация учителей истории и обществознания"

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир