Деньги вкладывают спекулянты

- Когда будет картина по марту, мы увидим, что, скорее всего, будет приток капитала, а не отток, - заявил замминистра экономразвития Андрей Клепач.
Чиновник не стал скрывать: картину улучшила нефть. Напомним, что за весь 2010 год отток денег из страны составил 38,3 миллиарда долларов, из которых 22,7 миллиарда пришлись на четвертый квартал. В новом году бегство продолжилось, в январе страну покинуло 11 миллиардов, в феврале - шесть. В Центробанке ждали перелома ситуации именно в марте (Клепач тут не оригинален). В то же время в ЦБ еще не готовы сказать, чем закончится год в целом: по негативному сценарию страну покинет 15 миллиардов, по позитивному - примерно столько же к нам прибудет.
Цифр притока за март ни Клепач, ни аналитики назвать пока не могут. В то же время предпосылки налицо. Высокие цены на нефть вывели российские биржевые индексы на абсолютные исторические максимумы (РТС - 2084 пункта), а бюджет вдруг стал профицитным (в январе доходы превысили расходы на 147,5 миллиарда рублей). В этой ситуации спекулянты будут охотно прятать свои деньги в России, уверен Александр Осин из компании "Финам", а там, возможно, часть средств истратят на "заводы, газеты, пароходы", то есть превратят "шальные" деньги в прямые инвестиции.
- Просто захеджировать (сохранить. - "Известия") средства - дело неблагодарное, можно спровоцировать "перегрев" экономики, поэтому есть интерес к электроэнергетике, АПК, к сфере высоких технологий, - говорит Осин.
Председатель совета директоров ИК "Арбат Капитал" Алексей Голубович в этот благостный сценарий, впрочем, не верит. Март в самом деле стал для спекулянтов переломным месяцем, объясняет он, они приняли решение прятать "лишние" капиталы в США и в развивающихся сырьевых странах вроде России. Это может внести в баланс капитала лишние 1-2 миллиарда долларов. Но ожидать превращения "шальных" денег во что-то путное пока не приходится.
- Пока не пройдет предвыборный год, прямых иностранных инвестиций не будет, - уверен Голубович. - Крупные инвесторы заморозили свои проекты. Говорить о том, что на инвесторов подействовали шаги по улучшению делового климата, которые сейчас предпринимает президент страны, пока рано. Если кто-то хочет построить у нас завод, он вполне в состоянии подождать год, пока у нас появятся новый президент и новый состав правительства.
Чиновники, рапортуя о притоке капитала, конечно, отчасти выдают желаемое за действительное, тем более накануне выборов было бы кстати показать хорошие цифры, согласен директор компании "Финэкспертиза" Агван Микаелян. Но правда в том, что в России даже на методологическом уровне разделять спекулятивные деньги и прямые инвестиции не научились, вот чиновникам, а вместе с ними и экспертам приходится оперировать "валовой суммой". Сколько денег к нам просто "заглянуло", сколько останется - "приходится гадать", сетует Микаелян. Тем более что крупные инвестиции есть всегда предмет договоренности с первыми лицами страны, только так инвестор может защититься от несовершенств судебной системы и произвола мелких чиновников.