Монументальная ревизия
По оценке департамента культурного наследия, количество установленных в городе скульптур перевалило за полторы тысячи. При этом на его балансе стоят 119 из 159 монументов, признанных памятниками архитектуры и садово-паркового искусства. В числе других балансодержателей - "Гормост", префектуры и ДЕЗы.
"Рабочий и колхозница" не принадлежат никому
Очередное происшествие с Пушкиным, по мнению чиновников охраняющего памятники ведомства, - повод провести полную ревизию монументального хозяйства и поручить заботы о нем одному хозяину. На роль единого балансодержателя всех столичных монументов департамент культурного наследия предлагает себя.
- Возьмем монумент "Рабочий и колхозница", балансодержатель которого до сих пор не определен, - доказывает логичность инициативы советник руководителя департамента культурного наследия Николай Переслегин. - Это очень сложное сооружение: рука на отлете у колхозницы по нагрузкам как фюзеляж маленького самолета. Ухаживать за подобными монументами непросто, этим должны заниматься специализированные организации. Сегодня таких в Москве практически нет.
Стать после инвентаризации единовластным хозяином департамент хочет на время - пока не сформируются рыночные инструменты и не появятся квалифицированные фирмы, которые на тендерах смогут выигрывать заказы на содержание и уход за памятниками. Во что обойдется инвентаризация, пока неясно. Сколько средств может потребоваться единому хозяину на достойное содержание столичных "каменных гостей", в департаменте тоже не представляют.
- Для этого нужны силы, то есть штат специалистов, которые могли бы следить не только за внешним видом монументов, но и за фундаментами, поскольку памятники в Москве страдают не только от вандалов, но и от строительных работ и перекладки коммуникаций, приводящим к проседанию грунтов. Все это потребует больших затрат, - предупреждает зампредседателя комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме Сергей Петров. - Если департаменту выделят средства и позволят организовать новую охранную структуру, то я "за". Но такого не бывало и в советские времена. Боюсь, что средств на достойное содержание всех монументов не найдется и список охраняемых в итоге сократят. А инвентаризация необходима. На каждый памятник нужно завести паспорт, описать его полностью - кстати, такая форма была утверждена еще Фурцевой, министром культуры советских времен, и действовала по всей территории Советского Союза.
"Пушкина" грабят на глазах у милиции
Весной 2007 года злоумышленники демонтировали целых девять ажурных гирлянд и семь венков, украшавших постамент бронзового поэта. Вандалы выручили за цепи и венки (исходя из расценок московских пунктов приема цветных металлов), по нашим подсчетам, около 40 тысяч рублей. На их восстановление ушло около шести миллионов.
- Реставрация - дело недешевое, - пояснили "Известиям" в департаменте культурного наследия Москвы. - Цепи и венки -фигурные, в виде лавровых листьев, их пришлось отливать по специальным трафаретам. Их сделали из сплава бронзы, олова, цинка и других материалов, некоторые из которых были применены впервые. Кроме того, сделано очень сложное покрытие. К тому же, чтобы восстановить ограждения, пришлось, как и всегда в подобных случаях, разрабатывать проект реставрации.
После последнего, мартовского "покушения" на бронзового Александра Сергеевича департамент культурного наследия решил обратиться к начальнику ГУВД Москвы - попросить его дать указание "усилить охрану территории" вблизи бронзового поэта. Но на самой "митинговой" площади Москвы и так уже постоянно дежурит пост 2-го оперативного полка ГУВД.
К тому же до сих пор подчиненным Владимира Колокольцева было как-то не до Пушкина. Когда местные жители обнаружили последнюю утрату (два звена цепей-гирлянд были порваны, а одна исчезла), в УВД "Тверское" отказывались принимать заявление о ЧП, требуя указать его точное время и дату. Да и весной 2007-го, когда вандалы демонтировали целых девять гирлянд и семь венков из литых лавровых листьев, стражи порядка умудрились ничего не заметить, а заявлением в милицию послужила тогда публикация в "Известиях" ("Оковы тяжкие сопрут").
* * *
Справка
Исследовать и учесть всю столичную монументальную недвижимость Москва до сих пор не пыталась. Единственное исключение - попытка пересчитать все памятники, посвященные историческим личностям, возведенные в Москве с 1799 по 2001 год, которую по собственной инициативе предпринял заместитель председателя комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме Сергей Петров. В "списке Петрова", изданном Мосгордумой в 2002 году отдельной брошюрой, оказалось почти 600 скульптур, в том числе утраченные или демонтированные вроде бронзового Феликса, а также бюсты и изображения в форме барельефов и горельефов.
Жертвы покушений
Махатма Ганди, мирно стоящий в сквере у Мичуринского проспекта, время от времени стараниями местной шпаны лишается своих круглых очков.
Однажды злоумышленники не пожалели и принцессу Турандот у театра Вахтангова на Арбате - отпилили у нее руку и часть платья.
На Соколе, в Чапаевском парке, бюсты дважды Героев Соцтруда конструкторов Яковлева и Строева несколько лет назад лишились тяжеленных подпорных стенок - монолитных мраморных блоков размером два метра на метр и шириной около метра.
На ВВЦ неизвестные украли позолоченного осетра, укра-шавшего фонтан "Каменный цветок".
У памятника Энгельса рядом со станцией метро "Кропоткинская" исчезли полированные гранитные опоры.
В 1990-е воры чуть было не сняли с постамента монумент Чернышевскому на площади Покровские ворота. Уже и технику к нему подогнали. Хорошо, жители увидели и вовремя просигнализировали.