Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Британии заявили о возможном прорыве в создании вакцины от рака в 2025 году
Общество
Суд арестовал счета обвиняемого во взятке экс-замглавы правительства Омской области
Мир
Генсек ШОС назвал 80-летие Победы важным событием для всех стран организации
Мир
Уголовное дело по факту смерти баскетболиста Яниса Тиммы возбуждено в Латвии
Общество
Замминистра обороны РФ Фрадков исполнил мечту девочки из Ленинградской области
Мир
СМИ сообщили о росте импорта урана из России в Германию почти на 70%
Мир
Швеция направит в Финляндию корабль для расследования происшествия на Балтике
Общество
В аэропорту Пулково ввели ограничения
Общество
Вильфанд предупредил жителей четырех округов РФ об опасных погодных условиях
Мир
В Приднестровье начались веерные отключения электричества из-за нехватки энергии
Мир
Суд вынесет Трампу приговор по делу о подлоге документов 10 января
Мир
Вице-канцлер Германии заявил об отсутствии в стране роста экономики с 2018 года
Мир
В Белоруссии запретили российскую гречку «Фермер»
Мир
Количество пострадавших в результате стрельбы в Вашингтоне увеличилось до пяти
Культура
Юра Борисов и Марк Эйдельштейн номинированы на британскую кинопремию БАФТА
Мир
СМИ сообщили об израильском рейде на окраинах Латакии в Сирии
Мир
Во Франции сообщили о желании 60% населения отправить Макрона в отставку
Мир
Создательница сериала «Томас и его друзья» умерла на 82-м году жизни

Разговоры о страхе и исламе

За последние лет десять исламофобия превратилась едва ли не в главный страх человечества. Насколько этот страх эфемерный?
0
Отношение к мусульманам сегодня самое пристальное. Оправданно ли? (фото: РИА Новости)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В этом пытались разобраться участники международной научно-практической конференции "Россия и исламский мир: история и перспективы цивилизационного взаимодействия". Корреспондент "Известий" Михаил Харламов поговорил с двумя экспертами по исламу. Первым ответил на наши вопросы немецкий исламовед профессор, заведующий кафедрой изучения восточноевропейских стран Амстердамского университета Михаэль Кемпер.

известия: Михаэль, как вы оцениваете сегодняшнее отношение общества к исламу?

Михаэль Кемпер: Сложный вопрос. Практически каждое правительство старается создать такие условия, чтобы и мусульмане могли принимать активное участие в жизни того или иного общества. То есть говорить о том, что исламофобия где-то присутствует на государственном уровне, - нельзя. Скажем, ведь американцы, нанося удары по Ливии, заявляют, что ведут операцию не против исламской страны, а исключительно против Каддафи. Но в то же время согласитесь, что данные действия США можно интерпретировать и ровно наоборот.

и: На Западе, в свою очередь, все чаще часто воспринимают ислам с опаской, через призму если не терроризма, то радикализма. Почему самим экстремистским группировкам так удобно прикрывать собственные действия "исполнением воли всевышнего"?

Кемпер: Изначально терроризм носил отнюдь не исламский, а национальный характер. И только впоследствии теракты "персонифицировали". Тут большую роль играют и СМИ. Если вы зайдете на сайты кавказских радикалов, то увидите ровно ту же информацию, что печатают в газетах, рассказывая о терроризме. Так создается общественное мнение.

и: Вы знаете русскую поговорку о том, что нет дыма без огня?

Кемпер: Хорошее сравнение. Но нужно понимать, что ислам бывает разный. В нем исторически много течений. И не все они традиционны, не все толерантны. Попросту говоря, это как поход в супермаркет. Ты берешь что-то слева, что-то справа - и у тебя получается собственный ислам. Это невозможно контролировать. Что делать? Традиционный ислам должен быть представлен исключительно духовно просвещенными, образованными людьми, которые были бы способны донести истинные принципы конфессии до верующих.

и: Почему же существует такая раздробленность?

Кемпер: Коран не является юридическим кодом. Это книга этики. В свою очередь, Сунна (священное предание, изложенное в рассказах о поступках и изречениях Мухаммеда. - "Известия") представляет собой тысячи рассказов. Из них можно взять что угодно. Отсюда и расхождения во взглядах. А для политики централизации такой подход неприемлем, так как централизованному государству необходим один партнер.

и: В целом в мире присутствует исламофобия?

Кемпер: Да. Но нередко она имеет политические корни. К примеру, у нас в Нидерландах правительство действует с помощью Партии свободы, лидер которой резко высказывается против мигрантов и ислама.

и: На этой идее зарабатываются голоса?

Кемпер: Совершенно верно. Такой, знаете, очень хитрый популизм. Целью являются не мигранты, а конкурирующие партии. Ни о каком терроризме в данном случае речи конечно же не идет. При этом и в Нидерландах, и в Германии антиисламские настроения сконцентрированы в деревнях, где мигрантов практически нет. Если же посмотреть на крупные города, с большими общинами, то там все нормально. То есть эта фобия во многом надуманная.

и: Какие шаги могли бы помочь людям избавиться от клише по отношению к исламу?

Кемпер: В первую очередь об этом должны подумать сами мусульмане. Это их проблема. Мне кажется, им стоит осуждать всякого рода радикальные взгляды своих одноверцев. Но здесь существуют барьеры. Они не могут сказать, что "вот те" террористы не являются мусульманами. В исламе это означает сделать такфир (обвинение в неверии мусульманина), назвав кого-то кафиром (нечестивцем). То есть, если вы потребуете такого шага от мусульман, они вам ответят, что это - дело Аллаха. Только он может оценить, кто мусульманин, а кто нет. В то же время традиционный ислам, естественно, не поддерживает терроризм и всякий раз заявляет, что не имеет к терактам никакого отношения. Правда, проблема есть и в самом обществе. Зачастую исламофобы не знают об исламе ровным счетом ничего. Поэтому нужна просветительская работа. Ни в коем случае не пропаганда, но просвещение. Согласитесь, что в стране, где 10% населения исповедуют ислам (речь о Нидерландах. - "Известия"), люди должны иметь о нем представление. Думаю, что уроки религии в школе стали бы одним из решений этого вопроса. Что касается шагов на государственном уровне, то здесь я бы был крайне осторожен. Государство не должно политизировать религию.

Профессор, заведующая кафедрой изучения современной России и постсоветского пространства Брюссельского свободного университета Од Мерлен занимается вопросами развития ислама. "В вашей стране мусульмане чувствуют себя довольно неплохо, - отметила Мерлен. - Страны ЕС к ним куда менее благосклонны".

и: На конференции вы говорили об исламе в России и на всем постсоветском пространстве и делаете вывод, что взаимоотношения между нашей страной и исламом складываются довольно неплохо?

Од Мерлен: Огромным преимуществом России является то, что мусульмане здесь живут давным-давно. В Башкирии, Татарстане, на Северном Кавказе они - коренные жители. Тогда как в Бельгии, где я работаю, и в моей родной Франции мусульмане появились относительно недавно. Лет 30-40 назад. Тогда это был наплыв рабочей силы. Поэтому в Европе проблем несомненно больше. Однако сказать, что Россия и ислам сосуществуют без всяких проблем, тоже будет неправильным. По-моему, события 11 декабря прошлого года на Манежной площади показали: исламофобия есть и в вашей стране. Хотя, безусловно, в значительно меньших размерах и в несколько иной форме. А вот некоторые политические силы ряда европейских государств в прямом смысле слова собирают плоды исламофобии.

и: Причины превратного отношения к исламу в основном кроются в интеграции мусульман?

Мерлен: Даже если бы мусульмане не ехали на Запад, там все равно бы относились к ним с предельной осторожностью. И мне кажется, что именно по религиозным причинам. В исламе институты права и веры могут переплетаться. Вспомните те же шариатские суды. Плюс Запад и европейские страны волнует женский вопрос. Точнее, ущемление прав слабого пола среди мусульман. Поэтому проблема тут не ограничивается только дешевой рабочей силой и пренебрежительным отношением к людям, которые ее выполняют. Другое мировоззрение волнует людей не меньше.

и: А вас?

Мерлен: Я не говорю, что это плохо, а лишь констатирую. Что касается моего мнения, то я выступаю за равноправие мужчин и женщин. Для меня важны демократические ценности. Однако мир не однороден. И вполне нормально, что где-то смотрят на жизнь с иной позиции. Значит, нужно учитывать культурологические особенности других народов. Рассказывать о них в школах на уроках религии. А свои минусы, кстати, есть не только в исламе, но и в других конфессиях. Главное, чтобы люди знали друг о друге как можно больше.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир