Новая экологическая политика

Премьер поручил Минфину все-таки подготовить предложения по поощрению тех предприятий, что внедряют экологичные решения.
В среду чиновники из Минприроды решили поговорить об экологии... на кухне. Обычная кухня двухкомнатной квартиры, да и сама квартира необычная. Это часть интерактивной экспозиции экоцентра "Воробьевы горы".
Экологи оборудовали модель квартиры, где краны, сковородки и прочая бытовая техника человеческим голосом дают советы, как экономно использовать электричество и воду, эффективно сохранять тепло. Все инженерные системы для наглядности увеличены в несколько раз.
В ожидании премьера чиновники с удовольствием примеряли огромный штепсель к не менее внушительным розеткам, подбирали оптимальный вариант освещения для гаража, кабинета, спальни и решали задачки из серии "сколько за год можно сэкономить денег, если не забывать выключать электрический чайник".
Когда в доме появился Владимир Путин, глава Минприроды Юрий Трутнев практиковался в правильной раскладке продуктов в "умном" холодильнике. Премьер присоединился к нему и тоже попробовал пройти задание по сортировке отходов. Как оказалось, не случайно.
По данным ученых, 15% территории России находится в критическом состоянии.
- Речь идет о неуклонном увеличении количества отходов, которые идут не во вторичный хозяйственный оборот, а на полигоны, проще сказать, на свалки, которые, к сожалению, очень часто находятся в ненадлежащем состоянии, - напомнил Путин.
Несовершенна система природоохранного регулирования, слабы стимулы для использования "чистых" и "зеленых" технологий. Самый действенный способ заставить людей беречь природу - наказание рублем. Для предприятий, не соблюдающих законодательства и нарушающих установленные нормы, премьер предложил ввести увеличенные штрафы.
- Я прекрасно понимаю озабоченности тех специалистов, которые думают о необходимости повышения производительности труда, о состоянии нашей конкурентоспособности, - заметил премьер. - Но все мы понимаем, что если стимулов нет, то это консервирует старые производства и старые технологии, ведет к экстенсивному пути развития, которое всегда будет опаздывать за новыми технологиями, и мы будем всегда плестись не только в хвосте решения проблем, связанных с сохранением природы, но и в хвосте экономического развития. Мы будем всегда догонять. А это ошибочный путь.
Показав "кнут", Путин предусмотрел и "пряник". Если предприятие природу бережет - получит преференции. У Минприроды есть свои предложения, например, с 2020 года ограничить деятельность "грязных" предприятий. А также учитывать затраты на проведение природоохранных мероприятий при определении размера платы за воздействие на окружающую среду.
Но, как выяснилось, с предложениями ведомства Юрия Трутнева категорически не согласен Минфин. Подчиненных Алексея Кудрина смущает размер выпадающих доходов от экономического стимулирования. Они могут составить порядка 18 млрд рублей.
- Я уже вижу, что вместе у вас никак не получается. Вы не даете Минприроды провести необходимые решения. Представьте мне ваши предложения по решению ситуации, - премьер дал поручение заместителю министра финансов Александру Новаку.
Россия поможет Швеции волками
Вице-премьер Сергей Иванов, совершающий рабочий визит в Стокгольм, выступил с неожиданной на первый взгляд инициативой. "В Швеции наблюдается дефицит диких волков, а в России нет, и если шведская сторона заинтересована в увеличении поголовья, то Россия готова протянуть руку помощи", - заявил Иванов. По его словам, для этого нужна лишь техническая информация о том, какого пола нужны волки.
Проблема диких волков в Швеции - и экологическая, и политическая. Ради сохранения популяции охота на них была запрещена на протяжении 45 лет, запрет был снят лишь в начале 2010 года, да и то в квоту для охотников попали лишь 27 хищников. В этом году был разрешен отстрел 20 особей, что вызвало гнев со стороны комиссии ЕС - волков-то на самом деле всего 210, в такой замкнутой популяции неизбежны генетические сбои из-за кровосмешения.
Стокгольм, который долгое время считал цифру 210 нормальной, после долгих внутриполитических дебатов прислушался к мнению Брюсселя. И попросил у России помощи. Теперь остается решить вопрос, как именно экспортировать волков: выращивать ли их в условиях карантина в России (чтобы они гарантированно не были носителями бешенства) или же везти щенков волка в Швецию.