Эпоха театра и театр эпохи
Помещение размером в сто метров обустроили максимально эргономично. Чтобы вместить больше экспонатов и вывесить их на оптимальной для просмотра высоте, здесь установлены специальные выдвижные панели. Потянув за ручку, посетители выкатывают на середину зала тоненькую перегородку, на которой с обеих сторон размещены объекты экспозиции - фотографии, афиши или эскизы декораций. Таких панелей несколько. Отдельной художественной идеей было расположить их напротив друг друга - так, что, если выкатить по одной с разных сторон, зал делится на две неравных части. Оказавшись закрытым в самой маленькой - той, где выставлены костюмы и бутафория, - чувствуешь себя, как будто за кулисами.
Вообще, идея освещения как внешней, так и внутренней жизни театра послужила идейной основой для всей экспозиции. По словам ее создателей, театральный быт XIX века настолько отличался от современного, что теперь соприкоснуться с ним можно лишь в музее.
Главным экспонатом стал уникальный арт-объект, представляющий собой точную копию кулисной машины того времени. Сложнейший механизм из красивых, "состаренных" шестеренок находится за стеклом, и привести его в движение может каждый посетитель. Стоит покрутить специальную ручку некоторое время - и макет сцены, что располагается чуть выше, буквально оживает. Опускается и поднимается занавес, меняются декорации, появляются и исчезают разные персонажи. Такая живая интерактивная инсталляция, в отличие от компьютерного моделирования, позволяет не только узнать, но и по-настоящему почувствовать все тонкости театрального устройства XIX века.
Еще один необычный экспонат - воссозданный в полную величину фрагмент ложи Александринского театра, в котором выставлены копии оригинальных стульев и вмонтирован сенсорный экран. Здесь можно присесть и, выбрав в компьютере любой элемент экспозиции, узнать о нем самую подробную информацию. Однако воспользоваться этим виртуальным навигатором пока нельзя. Программа для него еще находится в разработке, и функционировать он начнет ближе к маю.
- Мы пытались максимально приблизить выразительные средства той эпохи к экспозиционным возможностям сегодняшнего дня, - поясняет "Известиям" Наталья Метелица, директор Музея театрального и музыкального искусства. - Нашей задачей было не переборщить с современными мультимедийными технологиями и постараться сохранить подлинный аромат эпохи. Тот экран, пожалуй, единственное вкрапление чего-то нового. А в остальном - пусть экспозиция выглядит как-то архаично, и даже утомляет, но мы считаем, так правильнее. В конце концов, это же музей.