Европа ищет русский атом

Еврокомиссия намерена жестко проверять как АЭС в самой Европе, так и станции в близлежащих странах, в том числе в России, заявил председатель этой структуры Жозе Мануэл Баррозу.
- Мы уважаем суверенные права наших соседей, однако ядерная энергетика не останавливается на национальных границах, - заявил политик.
Правда, проверок "уже завтра" ждать не приходится, неторопливая брюссельская бюрократия намерена к концу года лишь разработать и утвердить методику проверок. В России ни в Росатоме, ни в Росэнергоатоме эти заявления комментировать не стали. Но министр энергетики России Сергей Шматко косвенно все-таки отреагировал на новость. Россия будет форсировать развитие атомной отрасли, несмотря на негативный фон вокруг нее, заявил министр в понедельник.
Станции в России есть кому контролировать и без Баррозу, заявил "Известиям" представитель отрасли, пожелавший сохранить анонимность. Есть Всемирная ассоциация операторов атомных станций: в ее рамках другие страны проверяют Россию, а россияне осматривают зарубежные объекты. Есть, наконец, жесткий контроль со стороны МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии). Правда, вопрос о том, извлекли ли надзорные органы уроки из японской трагедии, не решен, признает собеседник, ведь рекомендации МАГАТЭ японцы выполняли слабо, а им за это "ничего не было".
- Работу по контролю надо усиливать, но делать это стоит через Всемирную ассоциацию, - считает собеседник. - Что же касается жестких заявлений европейцев, теперь все зависит от того, насколько активно они примутся за дело и что именно будут делать.
В то же время независимые эксперты успели предположить: европейцы вынашивают коварные планы, используя ситуацию в Японии как предлог. Они или хотят подорвать одну из экспортных статей России (мы - одна из немногих стран, кто умеет строить АЭС и делает это в том числе за рубежом), или покончить с доминированием россиян на рынке урана (25% продаж ядерного топлива контролируется из Москвы). Впрочем, директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что все намного проще: европейские политики выслуживаются перед собственными избирателями.
- Объединить европейскую систему мониторинга с нашей было бы неплохо, - говорит эксперт. - Но если это будет опять игра в одни ворота, то так не годится.
На сайте Росэнергоатома публикуется в режиме онлайн информация об уровне радиационного фона на всех российских АЭС, ничего подобного в Европе нет. Скажем, на момент написания этих строк уровень радиации возле Кольской АЭС под Мурманском составлял 0,07 мкЗв/ч, а на Ленинградской АЭС - 0,1 мкЗв/ч. Оба параметра много ниже нормы. Сомнительно, чтобы европейцы дали России подобные данные, говорит Пикин.