Бизнес у нас - в крови

На терактах наживаются таксисты, на засухе - торговые сети. Бизнес-мародерство становится обычным делом.
В желании "нагреть руки" на землетрясении пока подозревают только одну авиакомпанию - "Владивосток Авиа". Она совершает рейсы из Токио и Ниигаты во Владивосток. Но вопрос далеко не частный. Ведь львиная доля россиян, которые постоянно ездят в Японию, живут там, делают бизнес, учат своих детей, - это именно жители Владивостока и Приморского края. Так что спрос на рейсы во Владивосток был ажиотажным. Как заявляют в Приморском управлении ФАС, пассажиры пожаловались: если обычно билет стоил 30 тысяч рублей, то сразу после землетрясения их пришлось покупать по 85 тысяч рублей. Антимонопольщики начали проверку этих жалоб.
В самой авиакомпании с обвинениями не согласны. Просто дешевые билеты были сразу же распроданы, заявляют там, вот многим и пришлось приобретать дорогие. Так что намеренного повышения цен не было.
Как сказано на сайте компании, сегодня цена билета экономкласса в один конец - 28 тысяч рублей, бизнес-класса - 45 570 рублей, но никак не 85 тысяч. Неужели бизнес-тариф после землетрясения почти удвоили?
Компания сделала красивый ход - объявила собственное расследование. Через сайт обратилась к пассажирам: если вы столкнулись с фактами спекуляции билетами - пишите, звоните. Тут же размещен текст под заголовком "Почему СМИ врут", где изучается история некоей Марины Кравцовой. Именно эта женщина, по версии компании, нажаловалась сначала журналистам, потом антимонопольщикам. По ее словам, билет ей обошелся в 40 тысяч рублей, и ей еще повезло. Перевозчик "разоблачил" пассажирку: опубликованы данные колл-центра, согласно которым Кравцова, пожелав срочно покинуть Японию (у нее был куплен билет с открытой датой), смогла уехать без каких-либо доплат (23 980 рублей туда-обратно), а средний тариф на экономкласс на злополучный рейс составлял 17 219 рублей. Но если компания просит "сообщать о фактах", может, спекулировали сами билетеры?
Росавиация будет проверять информацию, рассказал нашей газете источник в этом ведомстве. Ранее блогеры обвиняли "Аэрофлот" в том, что компания якобы торговала билетами по пять тысяч долларов, официально слухи не подтвердились, тем не менее компания, как и "Владивосток Авиа", просила пассажиров сообщать о случаях спекуляций.
Но не только и не столько авиаторы выигрывают от чужих бедствий. Несмотря на то что ни один автоконцерн Японии не объявил о повышении цен, дилеры уже сделали это. А чего стоит торговля "утопленными" авто - этим промышляют российские перекупщики во Владивостоке после каждого цунами. Наконец, сегодня Россию охватила волна интернет-мошенничеств, неизвестные собирают пожертвования якобы в помощь японцам.
Как озолотила некоторых прошлогодняя аномальная жара! Кондиционеры шли по бешеной цене, а установка - того дороже. Колоссальные прибыли сделали на торговле водой, защитными масками. Не дремлет этот вид бизнеса и зимой, например, на трассе М4 в гололед регулярно случаются страшные пробки. И тут же появляются предприимчивые ребята с канистрами "золотого" бензина и пакетами с "бриллиантовыми" бутербродами.
Но венцом морального падения стало поведение столичных таксистов, которые требовали после терактов в "Домодедово" или год назад, у станций метро, вдесятеро больше денег, чем обычно.
Сейчас мы все каждый день платим за то, что в Ливии идет война, а Япония никак не может подняться из руин. Посредством бензина. В самой Японии, которая столкнулась с физическим дефицитом топлива, цены не выросли. Правительство развернуло сеть временных АЗС, где горючее выдают хотя и нормировано, но бесплатно. А у нас ждут нового витка цен. И кивают на череду катастроф.
На ряде автозаправок Московского региона процесс пошел - где на пять копеек за неделю, где на 20. "Рванет" в середине апреля, считает Павел Строков из информационного центра "Кортес". А президент Российского топливного союза Евгений Аркуша объясняет почему: нефтяники-монополисты очень своеобразно выполняют указание правительства цен не задирать. Они установили двойные оптовые тарифы - для себя и для других. Собственные заправки могут получать товар дешево, независимые - формально тоже, а фактически товара "никогда нет в наличии".
Почему россияне, создавшие великую литературу, толкующую о милосердии, так немилосердны к своим согражданам? Когда дело доходит до своего кошелька, забываем о морали и принимаемся стричь купоны. Нищему и пожар в радость. Только наживаются на нем не нищие. Просто богатые становятся еще богаче. Будь то пожар, цунами или засуха.
* * *
ИНТЕРНЕТ-ОПРОС "ИЗВЕСТИЙ"
Россияне все чаще наживаются на бедах друг друга. Что с нами происходит?
56% Мораль утрачена, единственной целью стала выгода
26% По отдельным негодяям нельзя судить обо всем народе
8% Наживаются только те, кто Бога не боится
8% Так было всегда, это свойство нашего характера
2% Хватит жить нищебродами, нужно уметь зарабатывать на всем