Волк, взывающий к гуманности
В прошлом актриса Театра имени Ленсовета и Молодежного театра Наталья Леонова заняла свое место в ряду театральных режиссеров. В ее послужном списке - "Картины из жизни девицы Любови Отрадиной" (по пьесе "Без вины виноватые"), "Банкрот", "Падшая жена инженера Мамбретти", "Безумный уикенд", "Прекрасное воскресенье для пикника", "Сутенер поневоле". В театре "Алеко" она работает арт-директором и режиссером-постановщиком со дня его основания.
Сама Наталья Владимировна занята в спектакле в двух ипостасях: режиссера и той самой бабушки, которую должен был съесть волк. Маму Красной Шапочки тоже играла взрослая актриса - Елена Станчиц. Остальные исполнители - студенты, выпускники театральной академии и факультета искусств Государственного университета, - только входят в профессию. Недостаток опыта, если он и присутствовал, восполнялся энергией, которую излучали юные актеры.
Сразу после спектакля Наталья Леонова ответила на вопросы корреспондента "Известий".
известия: "Красная Шапочка" со времен Шарля Перро претерпела много изменений. Какой спектакль поставили вы?
наталья леонова: Это спектакль по Шварцу, и это сказка. Точнее, мелосказка. Я вообще люблю живую музыку на сцене. Мой первый спектакль "Картины из жизни девицы Любови Отрадиной" шел под аккомпанемент блистательного квартета им. Римского-Корсакова, флейты и фортепиано. Мне кажется, живая музыка создает некое общее пространство, которое объединяет сцену и зал, зрителей и актеров. Причем приставка "мело" говорит не только о том, что спектакль сопровождает музыка. Она задает ритм всего спектакля, становясь частью сценографии. Ритм вообще очень важен, когда ты делаешь спектакль для детской аудитории. Дело в том, что дети хорошо воспринимают ритмические вещи. Не случайно мы поем им колыбельные и говорим стихами. Помните: "Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтобы смеялся роток, чтоб кусался зубок"? Если спектакль соответствует ритму той музыки, которую написала 17-летний композитор Ангелина Грозовская, я думаю, моя задача выполнена.
и: Где вы нашли столь юного композитора?
леонова: Слава богу, наш город богат талантами. Ангелина Грозовская - ученица музыкального училища или, как теперь правильно говорить, колледжа имени Римского-Корсакова. Она написала чудесную музыку, которая созвучна духу "Красной Шапочки". Я думаю, мы еще не раз услышим ее имя.
и: Второй спектакль на сцене "Алеко", и опять антреприза.
леонова: На этот раз мы привлекли начинающих актеров, студентов выпускных курсов петербургских вузов, и уже сейчас очевидно, что первый блин не был комом. Мне вообще нравится работать с молодежью. В этой работе я вижу возможность передать им все то, что я получила в жизни. А я училась, работала и имела счастье видеть на сцене многих великих людей: Евгения Урбанского, Евгения Леонова, Всеволода Якута. Я считаю, что нужно находить созвучия в сегодняшней жизни с тем лучшим, что было в прошлом. Поэтому наш спектакль стал лишь ретранслятором вечной истории о Красной Шапочке, которую должен съесть злой волк.
и: У вас, в отличие от многих современных интерпретаций "Красной Шапочки", получилась добрая история.
леонова: Конечно, ни в коем случае не триллер! Это на Западе сытая жизнь, и им нужен стресс, чтобы взбодриться, получить порцию адреналина. А у нас в жизни хватает своих ужасов, и не нужно, чтобы и чужие бездумно переходили на наши экраны. Я считаю, только настоящая радость, настоящие слезы, настоящая любовь располагают к доверию, вызывают истинные эмоции. В этом - сила искусства. Вот и мы постарались рассказать эту историю доверительно и негромко, от всей души.