Замостить народную тропу
- У нас около 90% тротуаров покрыто асфальтом, летом он плавится, осенью имеет непрезентабельный вид, - посетовал Собянин на оперативном совещании 25 марта.
Еще Собянин заметил, что граждане, отчаявшиеся перемещаться по разбитым тротуарам, вынуждены прокладывать "народные тропы".
Чтобы добавить Москве респектабельности, около четверти из 17,5 миллиона квадратных метров тротуаров решено вымостить плиткой.
- Сейчас мы готовим пилотный проект, чтобы в пределах Садового кольца четыре миллиона квадратных метров тротуара сделать с покрытием, - сообщил заместитель мэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков.
Реализовать проект город собирается уже в этом году.
Ни о производителях будущего покрытия, ни о подрядчиках еще ничего не известно - их предстоит выбрать на тендере. Сумма, запланированная на обновление тротуаров, тоже пока не названа. Всего в 2011 году на дорожно-транспортное хозяйство планируется выделить из городского бюджета более 200 млрд рублей. Исходя из расценок на плитку, облагораживание всех запланированных тротуаров обойдется в сумму не менее 5-6 млрд рублей.
- Квадратный метр плиточного покрытия стоит 1200-1500 рублей, включая работы по укладке, - рассказали корреспонденту "Известий" в специализированной фирме. - Асфальтовое раза в три дешевле - 350-400 рублей за "квадрат". Подготовка дорог к покрытию будет стоить примерно одинаково.
Что касается комфорта в использовании, плитка удобнее в жару и в дождливую погоду - она не плавится при высоких температурах и луж на ней образуется меньше, так как влага уходит в трещины между плитами. Этот эффект можно наблюдать на Новом Арбате, на Калининском проспекте, чьи широкие тротуары выглядят аккуратно в любую слякоть. Зато асфальт более устойчив к морозам и перепадам температур. И зимой чистить его легче - что с учетом московского климата, с его бесконечными переходами через ноль и связанными с этим гололедами, немаловажно. По скорости укладки традиционное покрытие тоже выигрывает - машиной-асфальтоукладчиком можно "накатать" 5-7 тысяч квадратных метров в день. А с плиткой придется повозиться - 200-300 квадратных метров в день.
Одни мастера считают, что брусчатку и плитку быстрее снять - например, в случаях, когда на участке необходимо провести ремонтные работы. Другие не согласны.
- Асфальт демонтируется быстрее - в день можно убрать 500-1000 квадратных метров, - возражает специалист еще одной компании, занимающейся укладкой разных видов дорожных покрытий. - А плитку - только 300-400 "квадратов". Да и вообще, для городских улиц асфальт практичнее.
При этом брусчатка и плитка при качественной укладке минимум десять лет сохраняется в отличном состоянии, чего не скажешь об асфальте.
Словом, инициативу московских властей можно рассматривать и как напрасную роскошь, и как долгосрочное вложение. Что во многом зависит от того, куда смотреть - ведь нововведение затронет только центр Москвы. При этом в пределах Садового кольца вопиющих проблем с пешеходными дорогами не наблюдается. Чего не скажешь о более отдаленных уголках столицы, где жителям уже не до эстетики - лишь бы ходить можно было. На сайтах префектур на тротуарные ямы и выбоины жалуются из Теплого Стана, Рязанского, Левобережного и многих других районов. Кроме того, жители порой корректируют благоустроителей, которые прокладывают пешеходные дорожки не там, где люди ходят, а там, где изобразил в проектной документации безвестный архитектор.