Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Экипаж Ми-28НМ уничтожил личный состав ВСУ в интересах группировки войск «Север»
Мир
Красный Полумесяц сообщил о полном истощении запасов продовольствия в Газе
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 105 беспилотников ВСУ над 11 регионами России
Общество
Прокуратура проводит проверку по факту хлопка в жилом доме в Свердловской области
Происшествия
Вертолет Ми-8 с 22 пассажирами совершил аварийную посадку на Чукотке
Общество
ФСБ рассекретила документы по розыску нацистских преступников в годы ВОВ
Происшествия
Режим ЧС ввели в Верхоянском районе Якутии из-за лесных пожаров
Армия
Расчеты ПТРК «Корнет» пусками ракет уничтожили подразделения ВСУ в зоне СВО
Мир
В посольстве РФ напомнили желающим посетить Киев 9 мая словакам о бандеровцах
Мир
Председатель партии DOMOV Слота назвал санкции против РФ вредными для Словакии
Мир
Трамп встретился с переданной США в рамках обмена Карелиной
Мир
Трамп заявил о своей возможности назвать виновных в подрыве «Северных потоков»
Общество
В самарском аэропорту Курумоч сняли временные ограничения на работу
Общество
В Курской области сообщили о помощи в перемещении жителей Глушковского района
Общество
Жителя Приморья задержали за передачу разведке Украины данных об инфраструктуре
Мир
Шольц пожелал удачи Мерцу перед назначением нового канцлера ФРГ
Мир
Сийярто назвал плохой новостью возможный выход США из переговоров по Украине

Культура как способность летать

Культурой должны руководить люди, которые понимают, что в руках у них - не просто набор фильмов, спектаклей, концертов и книг, а собрание смыслов. "Смысл" - любимое слово Сергея Шумакова. Быть может, поэтому почти полтора года назад он стал гендиректором телеканала "Культура". С человеком, носившим звание культуртрегера еще во времена работы на ОРТ, продюсером фильмов и сериалов "Остров", "Идиот", "В круге первом", "Ликвидация" (впереди - восьмисерийный "Достоевский" и "Шпионский роман" по Акунину), поспорила о смыслах Елена Ямпольская.
91
Сергей Шумаков (фото: Владимир Суворов/"Известия")
Выделить главное
Вкл
Выкл

известия: Сергей, у меня накопилось к вам много вопросов, в том числе не самых лицеприятных. Посему начать хочу с установочной вещи. Вы несете полную ответственность за все, что происходит на канале "Культура"?

сергей шумаков: Надеюсь.

и: Тогда поехали. Как вы себя здесь ощущаете? Ходили слухи, будто для вас это "ссылка"...

шумаков: Для меня это возвращение домой после долгого путешествия.

и: Что именно вы называете домом?

шумаков: Домом я называю любимые книги, картины, фильмы. То, что порождает в нас смыслы, особые состояния, размеренность. Когда-то давно я, как и всякий интеллигентный советский молодой человек, был уверен, что с помощью слов можно изменить мир. А потом было длинное непростое путешествие, с приключениями и неожиданными поворотами. Вдруг, например в начале 90-х, тебя выбросило на остров, где есть деньги. А до этого ты жил в мире, где их не было. "Деньги" - не в смысле бумажки, а особая субстанция, которая ускоряет жизнь.

и: Когда их нет, в мыслях и в сердце освобождается много места.

шумаков: Одна моя знакомая сказала: "Мы прожили жизнь, не задумываясь ни о чем, потому что не знали, что такое деньги. Я могла позволить себе роскошь быть особой романтичной и возвышенной". В этом много правды...

и: Удалось ли вам сохранить веру в то, что изображения и смыслы способны благотворно влиять на мир?

шумаков: Да.

и: Ваш канал эту миссию выполняет?

шумаков: Вера не предполагает законченного результата.

и: Но все-таки стремится к результату.

шумаков: Конечно. Вот мы с вами встречаемся в печальные дни - ушел Виталий Яковлевич Вульф. Мы с ним были очень близки на протяжении пятнадцати лет:

и: Всегда недоумевала, что могло связывать вас с Вульфом...

шумаков: Отношение к прошлому. Виталий Яковлевич был рыцарем прошлого. Над ним часто подшучивали: мол, он сам придумывает своих героев и сильно подвирает. Но со временем я понял, что теперь мое прошлое соткано из этих отчасти придуманных им персонажей. Если хотите, Вульф создал в нашей культуре чистилище. Место, где его герои, заново проживая свою жизнь, влюблялись, страдали, предавали и обязательно искупали свои грехи. Теперь это место пусто. Время сказок закончилось. Закончились люди, способные творить мифы.

и: На мой взгляд, очередной миф был сотворен совсем недавно - при вашем непосредственном участии. Я имею в виду документальный сериал "Подстрочник". Объясните, пожалуйста, чем вас так заворожила история Лилианны Лунгиной?

шумаков: Одна из самых фундаментальных проблем в духовной жизни современного русского человека состоит в том, что он не в состоянии соотнести себя со своей собственной судьбой. Он не знает, сам ли он проживает свою жизнь или кто-то это делает за него.

и: А какой-нибудь другой - не русский человек - разве может ответить на этот вопрос?

шумаков: Для этого и необходима культура. Есть культурный контекст, в котором человек естественным образом живет и отвечает себе на вопрос, что есть его жизнь. У нас культурный ландшафт обезображен, смещен. Все координаты перепутаны. "Подстрочник" - это уникальный случай превращения собственной жизни в текст. Причем в текст художественный. Мне неоднократно приходилось слышать: "Что ты прицепился к этой Лунгиной?! Да у нас девяносто процентов женщин в стране пережили такие трагедии, столько вынесли..."

и: Солидаризируюсь с предыдущими ораторами.

шумаков: На что я отвечал: у меня три четверти родственников прожили в таком аду!.. Но никто из них не смог вырваться из этого ада в пространство смысла, образа, ясного текста...

и: Может, проблема в том, что им просто не встретился свой Олег Дорман?

шумаков: Если человек внутренне готов говорить, для него всегда найдется свой Дорман. Режиссеры-документалисты, особенно телевизионные, бегают за всеми, кто прожил мало-мальски интересную жизнь: "Садитесь - мы вас будем записывать! Вы рассказывайте, рассказывайте, рассказывайте, а мы из этого сделаем еще один "Подстрочник". Но пока что-то не получается. Потому что вспоминать - еще не значит понимать, кто ты, откуда и куда.

и: Стоит открыть Рунет, и мы встретим огромное количество людей, которые ежедневно, часами, графомански превращают свою жизнь в тексты. На мой вкус, "Подстрочник" исполнен в жанре видеоблога, со всеми сопутствующими обременениями и массой лишних фактов, которые так и не превращаются в смыслы. Но главная проблема, по-моему, в другом. Фильм снят для тех же зрителей, которым предназначается "Апокриф" Виктора Ерофеева, передачи Бенедикта Сарнова, беседы с Григорием Померанцем... Значит, ваша основная аудитория - та интеллигенция, которая сначала шепталась по кухням, потом наблюдала из-за занавесок, а теперь радостно вспоминает, "как Вася Аксенов начинал разваливать Советский Союз"? При этом они не делают особой разницы между СССР и Россией, советским государством и государством вообще. Они по природе своей разрушители.

шумаков: Не я создавал этот канал.

и: Но мы вроде бы договорились, что вы несете за него полную ответственность.

шумаков: Да. Но я не создавал канал, а следовательно, и его аудиторию. Дело не в том, согласен я с ней или нет. Просто я глубоко убежден, что никакой другой аудитории у канала "Культура" быть не может.

и: Но ведь эта аудитория однажды просто вымрет.

шумаков: Весь мой профессиональный опыт убеждает меня в том, что аудитория никогда не вымирает. Она рекрутирует новых членов. Естественным образом восполняется так называемый советский тип мышления, а значит, и антисоветский тип мышления. Ничего, кроме этого, в нашей культуре, в нашем сознании нет.

и: Мы не раз дискутировали с вами по данному поводу и, кажется, сошлись на том, что советское является естественным продолжением русского.

шумаков: Более того, в известном смысле - даже предельным выражением русского.

и: А антисоветское в таком случае - предельным выражением антирусского?

шумаков: Представьте себе спор между Достоевским и Тургеневым. Вы же прекрасно понимаете, что "антирусское" имеет глубочайшую русскую окраску. Это та же боль, но для нее ищутся иные методы лечения. Две стороны одной медали.

и: У вас проводятся какие-то замеры: молодежь смотрит канал "Культура"?

шумаков: У нас проводятся замеры. Молодежь канал "Культура" не смотрит. Драматизировать эту ситуацию я не склонен. Мы готовы подождать, пока люди повзрослеют. Скажу более радикальную вещь: сегодня вся телевизионная индустрия работает на канал "Культура".

и: То есть, когда человека затошнит, он переключится на вашу кнопку?

шумаков: Это вы сказали. Тем не менее, время непрерывного просмотра на канале "Культура" в разы отличается от других каналов. Целевая аудитория у нас вполне солидная - и по возрасту тоже. Много женщин. До шестидесяти процентов зрителей - с высшим образованием. Однако на канал неизбежно попадают люди, которые не являются нашей целевой аудиторией. И задерживаются. Мы стараемся сделать все, чтобы язык, на котором говорит "Культура", был менее архаичным и более эмоционально затратным и цепляющим.

и: У вас много ток-шоу, причем в самой бесхитростной драматургии. Пять, десять, пятнадцать человек долго и, простите, нудно обсуждают довольно-таки специальные вопросы. Каковы у всего этого рейтинги? Или вас рейтинги не волнуют? Вы ведь бюджетный канал.

шумаков: Да, мы бюджетный канал. Для нас важен качественный рейтинг - вовлеченность определенной аудитории в процесс обсуждения. В принципе я отношусь к разговорам на экране терпимо, хотя не скрою, что меня раздражает пустословие. Но ток-шоу не призвано рождать смыслы. Оно рождает иллюзии, имитации...

и: И глубокое удовлетворение участников от возможности высказаться.

шумаков: Как, впрочем, и тех, кто смотрит. Это продолжение той самой советской ментальности: "А поговорить?!" Не важно о чем. Просто, чтобы подтвердить свое существование. Огромное количество людей, входящих в нашу целевую аудиторию, лишены возможности участвовать в беседах на высокие темы. Но самое главное - они лишены возможности быть услышанными.

и: Официально ваш канал называется теперь "Россия К", и вы наверняка знаете, что в просторечии ему дали прозвище "Российка". Вас это не обижает?

шумаков: Нет. Мне пока хватает здравомыслия не путать главное со второстепенным.

и: Задачи телеканала "Культура" - каковы они?

шумаков: Первая - это сохранение культурного контекста. Любой ценой, в любом объеме...

и: И любого контекста?

шумаков: Любого. В нынешней ситуации это жизненно необходимо. Иначе мы не сможем адекватно оценивать собственную судьбу. Успех Лунгиной связан с тем, что у нее был уникальный культурный бэкграунд. Причем парадоксальный, потому что сначала она формировалась как человек европейской ментальности, не имеющий никакого отношения ко всему советскому, потом она стала человеком абсолютно советским, а затем - антисоветским. Она прошла по полю жизни от края до края. И вдруг выяснилось, что ее биография совпала с биографией страны.Вторая задача: пришло время восстанавливать культурные навыки. Способность пользоваться тем контекстом, который еще сохранился. Удачный, на мой взгляд, опыт в этом направлении связан с проектом "Академия"...

и: Это, пожалуй, самая заметная премьера за время вашего руководства. "Культура" вспомнила, что родилась из учебного канала?

шумаков: Есть некий объем знаний, который практически омертвлен, разбросан по библиотекам, университетским лабораториям. "Академия" - это попытка найти посредника. Яркого, интересного, с чьей помощью можно ввести в оборот какие-то идеи, слова, тексты, научиться слушать, как другие этим пользуются, пробовать самому.

и: Однако и "Академия" без идеологии не обходится. Возьмите лекции об отмене крепостного права, которые читал Юрий Пивоваров. Он связывал крепостничество с новой историей России, высказывал личную и крайне пристрастную точку зрения. Это было бы прекрасно, если бы рядом с ним стоял другой академик, с другими убеждениями и оппонировал своему коллеге. Но в аудитории сидят девочки-мальчики с круглыми наивными глазами. Они получают не просто комплекс знаний, но определенное отношение к прошлому, которое им предлагается принять на веру и присвоить.

шумаков: Если бы в "Академии" историю преподавал только Пивоваров, физику - Капица, биологию - Скрябин, тогда я понял бы и принял ваш упрек. Но за минувший год-полтора было прочитано столько лекций людьми, мыслящими диаметрально противоположно... Вот недавно на вашем месте сидел человек, который утверждал, что на канале появились сталинисты, попы и прочие мракобесы. Вы пришли предъявлять каналу "Культура" и мне лично претензии в том, что я насаждаю либеральные идеи...

и: Это вы сказали.

шумаков: Это я сказал. Сейчас мы заканчиваем один проект. Думаю, он вам понравится. Рабочее название - "Человек перед Богом".

и: Вы сняли вопрос у меня с языка. Почему на вашем канале так мало говорят о вере? Только не отвечайте, что канал государственный, а церковь у нас от государства отделена...

шумаков: Во-первых, канал светский. Он предполагает, что люди, которые его смотрят, как минимум, исповедуют разные религиозные взгляды.

и: Но ведь можно представить и разные.

шумаков: Именно этим мы и займемся.

и: Даже на каком-то "мистическом" канале есть программа "Святые", за которую им, думаю, многое простится.

шумаков: Святые - это не наша тема.

и: А какая тема в этих вопросах - ваша?

шумаков: Навык грамотного обращения с текстом, который в данном случае включает в себя и понятие "святости". Программу будет вести - и он же автор текста - человек, чрезвычайно глубокий и внятный, в высшей степени образованный богослов, пастырь, владыка Иларион.

и: Можно было догадаться.

шумаков: Такие же передачи - разумеется, с другими ведущими - будут выходить для мусульман, иудеев и буддистов.

и: Вы стремитесь сохранить весь культурный контекст. Это и есть причина, почему ваш канал не вмешивается в конфликты между деятелями культуры?

шумаков: Напротив, мы регулярно это делаем.

и: Каким образом?

шумаков: Самым непосредственным. Например, мы год воевали с московским правительством против сноса исторических зданий. Это была очень острая оппозиционная борьба.

и: Это борьба с властями. А мой вопрос - про свары внутри культурного сообщества. Будь то раздел Союза кинематографистов или война труппы какого-нибудь театра с худруком...

шумаков: Мы четко информировали общественность о различных точках зрениях, которые существуют вокруг Союза кинематографистов. Точно так же, когда конфликты в театрах приобретают форму открытого противостояния, мы даем высказаться всем - и тем, кто за, и тем, кто против. Выступать на чьей-либо стороне я считаю не просто невозможным, но категорически вредным и опасным. Канал "Культура" существует совершенно для других целей - он должен информировать, а не участвовать в разборках.

и: Вам не кажется, что "Культура" сегодня - это некий заповедник, даже гетто? Жизнь складывается так, что никакой реальной потребности быть культурным человеком у обычного россиянина нет. Это не облегчает существование, не приносит дивидендов, не дает никаких льгот. Если Бог вложил в тебя тягу к высокому - твое счастье. Нет - проживешь и не вспомнишь. Не является ли ваш канал для государства фиговым листком: есть у нас культура, вот она, сконцентрирована на одноименном канале:

шумаков: Прошу прощения, но для меня культура - скорее то, что скрывает фиговый листок... Толстой называл культуру органом жизни, областью, где воспроизводится самая фундаментальная потребность человека - знать, "кто он есть" и "зачем жить". В створе именно этого вопроса развиваются основные коллизии современной жизни. Почему в обществе сейчас царит такое единодушное и яростное сопротивление образовательной реформе? Реформа эта посягнула на святая святых. На систему с о в е т с к о г о образования. Единственно совершенный, самодостаточный, безукоризненно работающий по сей день механизм, который - вне зависимости от идеологии и формы власти - в полном объеме воспроизводит феномен советской ментальности. В основе ее лежит принцип социальной и интеллектуальной исключительности.

Насколько я понимаю, задача нынешней реформы - разделить "знания" и "утопическую идеологию" прошлого. Этого монстра, который живет в нашем сознании, определяет наши поступки, мотивации и вот уже почти сто лет сводит с ума интеллектуальную элиту страны. Заметьте, о чем бы мы ни говорили, мы во власти двух стихий - либо чувство гордости, либо чувство вины. Мы готовы сорваться в бездну на любом повороте мысли. С таким сознанием невозможно включаться в глобальный мир. Он нас просто раздавит, сомнет, поглотит.

и: Но если мы научимся жить только ради повседневности, не задавая себе главных вопросов, какая разница - поглотит, не поглотит... Все равно это будем уже не мы.

шумаков: Не знаю, как выйти из этой дилеммы. Но убежден, что канал "Культура" и есть то место, где возможен диалог различных взглядов и мировоззрений. Здесь случаются удивительные вещи. Совсем свежий пример. Мы сейчас готовим к эфиру фильм выдающегося документалиста Сергея Мирошниченко "Река жизни". Если коротко, это "Прощание с Матерой. Тридцать пять лет спустя". Неторопливый и очень подробный монолог Валентина Распутина о современной культуре и обществе. Там есть место, где писатель говорит о трагической утрате чувства общности в нашем народе, чувства единой национальной судьбы. Я смотрю и начинаю понимать, что где-то я уже это слышал. Вспомнил! В начале сезона мы показывали фильм-монолог Иосифа Бродского. За тысячи километров от Ангары, в Венеции, поэт с той же болью, переходящей в отчаяние, повторил ту же мысль. Поверх границ, культур, стилей два художника где-то там высоко встретились и пережили ужас утраты своей культурной, исторической и национальной идентичности.

и: Для меня Бродский всегда был абсолютно русским, глубоко советским человеком, выброшенным в мир по стечению глупейших и досадных обстоятельств... Кстати, о загранице. Во Франции, насколько я знаю, главный культурный канал ARTE дополняют более двадцати кабельных каналов, посвященных музыке, кино, вопросам образования. И все это востребовано. В России такое возможно?

шумаков: Ну, должен сказать, что такого канала, как "Культура", в мире вообще больше нет.

и: А я думала, его лепили с ARTE.

шумаков: Ничего похожего. Тот объем музыки, кино, который предлагает "Культура", не сопоставим ни с ARTE, ни с каким другим каналом. У нас необычайно богатое меню. Огромное количество классической музыки. Балет, опера, драматические спектакли, шикарное документальное кино, первоклассное художественное... Накануне 50-летия полета Гагарина мы целую неделю будем показывать специально подобранные фильмы. Юбилейные торжества обычно бессмысленны, а тут хочется осмысления, потому что это последняя великая легенда страны. Назвали эту историю "Звездные мальчики". Единственное, что случилось благодаря детям ХХ съезда, - это космос. Надо почувствовать контекст: что было накануне полета. Мода, нравы, лексика, манера поведения, лица, каблуки, прически, белые рубашки, черные галстуки... Неделя закончится фильмом "Бумажный солдат", который вы наверняка не любите.

и: Разумеется.

шумаков: Как, впрочем, и многие. А мне он очень дорог.

и: Для меня этот фильм о людях, которые никогда бы ничего не запустили. У которых за душой - только белая рубашка и черный галстук. Да и насчет ХХ съезда: Сергей Павлович Королев не был его "ребенком". Космос начинался значительно раньше.

шумаков: В шарашке?.. Знаете, одни отмечают юбилей запуска ракеты, а другие - юбилей запуска человека. Это разные праздники. Помните, мы с вами говорили о готовности к свободному высказыванию? Существует точно такая же готовность летать. Это культурный феномен. Только культурная страна могла запустить человека в космос. Но для этого ей должна была открыться идея свободного полета. Процесс воплощения подобной идеи в жизнь - всегда историческая драма. Но это отдельный разговор.

Кадры из фильмов, спродюсированных Сергеем Шумаковым, - "Ликвидация", "Идиот", "Остров"

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности