Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Изяслав Борисов: "Дерзость на всю жизнь"

В воскресенье исполнится девять дней с момента ухода Изяслава Борисова. Заслуженный деятель искусств России, режиссер, профессор кафедры актерского мастерства и режиссуры Новосибирского театрального института был любим и уважаем не только в театральной среде
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

 Журналисты его считали находкой,  интервью с ним всегда получалось интересным. Он мастерски удерживал внимание слушателя, был всегда актуален, понятен и очень доброжелателен. И каждый, кто общался с ним, помнит своего Изяслава Борисовича Борисова. Мы писали о нем, мы писали с ним. Сегодня мы публикуем выдержки из его интервью, которое он дал "Известиям" в прошлом году. Просто цитаты.

"… Однажды понял про себя, что "не очень" лидер театра. Могу только, безусловно, быть лидером спектакля. Не мыслю жизни без репетиции… А театр, условия жизни в нем – не очень по мне. Условия реального провинциального театра (в столичных я не работал) далеки от моего понятия нормы… Вся эта "ярмарка тщеславия", раскаленный эгоцентризм… Слишком много неправедной игры на расстроенных инструментах неудовлетворенных самолюбий… Кстати, меня никогда не "съедали". Более того, буквально всегда просили в театре остаться. Умею ладить с людьми без ущерба своему достоинству. Руководить могу… Но, конечно, если бы "с младых ногтей" взрастить свою команду… Но жизнь такую возможность не предоставила, а если честно, – сам ее себе не предоставил… В общем, "если бы да кабы"… Поработав три сезона – уходил в другой театр – омский, иркутский, красноярский, хабаровский…"

"… В критике важна этика, человеческая порядочность… И еще  – многим пишущим о спектакле трудно дается суждение по закону, который режиссер для себя создал. Хорошо было бы помнить толстовское: "если критика – оценка, то это бессмыслица, если же толкование – великий смысл". Мне, например, интересен сегодня художественный мир лиричный, гротескный и трагичный одновременно. Я стремлюсь к этой "эклектике" в театре. А если пишущий о моем спектакле навязывает мне свой закон – он для меня, мягко выражаясь, неразумный…"

"… Репетиция – самое интересное в театре. Не нужно с первых минут ставить "постанОУку". Необходимо искать донные смыслы и не бояться ошибиться. Репетиция сегодняшняя – исправление ошибки вчерашней… Я не рассматриваю конфликт актера и режиссера как разрушительную категорию – это норма, в ней энергия создания, сотворения. Я как режиссер вижу целое, актер – частное. Происходит удивительный обмен энергиями. В этом прелесть репетиций. Побольше бы актеров – "душевных умниц", в которых уживается Иван­дурак с мыслителем… Пьеро смеется, зритель плачет. Арлекин плачет – зритель смеется. Необязательно в голос, кстати... Побольше бы актеров в наших театрах, которые не "осели" – получать звания, угасать, водку пить…"

"… Его творческий максимализм был неудержим (о Владимире Фатееве – прим. "Известий"). Ненависть к театральной казенщине, к распространенному художническому невежеству всякого рода администрации. Но он, в отличие от меня, в разного рода творческих конфликтах с людьми "нетеатра" был, я бы сказал, "несколько неуправляем". Однажды банку с краской запустил в известную своим невежеством директрису… Работаем с ним более 20 лет. Разница в возрасте – такая же. Люди мы достаточно разные. Творческие нити - прочные. Главное – Фатеев талантлив. Навсегда… Я ему верю. Он мою тайну чувствует, я – его…"

"… В школе театральной надо учитывать, что студенты влюбляются. Любовь – сердце всего. Ликуют в этом случае безгранично, мучаются при неразделенной любви! А репетировать этой душе незащищенной – надо… Я с такими проявлениями сталкивался, что о­ля¬ля! Такой нервный накал иногда!.. Деликатным надо быть, "нежным и удивительным". Я мучаюсь вопросом моего объективного возрастного разрыва с ними. Иногда я смотрю на ребят и чувствую – все, динозавр… Они живут по законам своего времени: вся эта техника, скорость жизни, образ мыслей… Они имеют право думать, что бессмертны... Их энергия, их обаяние, их сценическая пластичность, темперамент и напор мне помогают… И, в конце концов, из молодого "могу" и моего "знаю, что я ничего не знаю", – и может получиться спектакль… У режиссера нет возраста. Дерзость – на всю жизнь…"

"…Театральных педагогов называют мастерами. Мастер – высокое звание. Мастером полноправно Мейерхольда величали… Maestro… Чтобы иронии в этом слове не слышалось… Чтобы старый еврейский дурацкий анекдот не вспоминался... Муж и жена расходиться собрались. Спорят: с кем ребенок останется. Пошли к ребе, мол, как быть? Ребе сказал: "Идите, поживите, родите еще одного, и тогда у каждого останется по ребенку". "Действительно, идея! – сказал муж. – А мы не додумались". Уже у выхода обернулся и спросил: "А если двойня родится?" Ребе воскликнул: "Ладно, иди, иди уже, "мастер" – двойня у него родится…"

"Время… Определяется красивыми девушками… Когда стареешь, их все больше и больше. В молодости, мне кажется, таких красивых не было... Как вы думаете?.."

Комментарии
Прямой эфир