Для уроков религии не хватает учебников
С 11 января в число регионов, апробирующих школьный курс по основам религиозных культур и светской этики, выросло до 21 - к эксперименту подключились Ярославская область и Марий Эл. Окончательные выводы о его эффективности будут сделаны в конце 2011 года на всероссийском совещании. Там и будет решено, в каком виде преподавать предмет дальше. Пока же межведомственный координационный совет, занимающийся разработкой и внедрением курса, результатами доволен. Хотя комментировать резко различающийся выбор школьников по разным регионам разработчики отказались.
- Мы ориентируемся на качество, а не считаем поголовье, - объявила Елена Романова, ответственный секретарь совета.
Что касается качества, по словам Романовой, особых претензий у родителей и учителей к курсу нет. Впрочем, эффективность преподавания этого предмета никто пока централизованно не проверял - все оценки проводятся на местах, а региональные чиновники периодически приезжают в Москву с докладами. Надо ожидать, вполне приятного содержания.
- Курс был успешен и не породил осложнений в отношениях между представителями разных конфессий, - констатировал протоиерей Всеволод Чаплин.
Несмотря на это, разработчики честно признаются в существовании ряда проблем. Одна из них - нехватка методических материалов. Как в широком смысле (из-за новизны курса методику пришлось разрабатывать на ходу), так и в чисто техническом: учебников по новому предмету хватило не на всех. Тиражи приходится допечатывать. Кроме того, учебные пособия делались в сжатые сроки, и в них есть ошибки - в один издатели вставили в качестве иллюстрации святыню другой религии.
Для усовершенствования пособий было создано специальное методическое объединение, в состав которого вошло 20 человек - представители религиозных организаций и эксперты из сферы образования.
- Мы специально подчеркиваем, что это именно учебные пособия, а не учебники, - объясняет Елена Романова. - А значит, они могут дорабатываться и переделываться.
Еще одной проблемой оказалось давление со стороны администраций школ. Ведь школам выгоднее, чтобы дети выбирали только один модуль из шести - меньше учителей будет занято. Кстати, родители школьников по-прежнему могут просто отказаться от курса - поскольку он безоценочный, на успеваемость детей это не повлияет. Хотя подобных прецедентов, по словам разработчиков, было немного.