Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Идеи на песке

Наблюдая за кровавыми событиями в Ливии всего несколько недель назад, мало кто вспоминал, что прошло ровно двадцать лет с тех пор, как 28 февраля 1991 года войска широкой международной коалиции поставили точку в операции по восстановлению независимости Кувейта, попранной вторжением войск маловменяемого иракского диктатора Саддама Хусейна. Еще в начале марта повторение прежнего сценария казалось невероятным
0
Владислав Иноземцев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Война в Заливе показала, что прямая агрессия не может оставаться безнака-занной, даже если агрессор пользуется в той или иной мере покровительством одной из великих держав. 34 страны - от Канады до Сингапура - послали свои войска на Ближний Восток. Во имя восста-новления международного права аргентинские солдаты участвова-ли в той же операции, что и британские, - единственный раз после войны за Фолкленды. Сторонником Запада выступила Лига арабс-ких государств.

Мир неузнаваемо изменился в результате операции "Буря в пустыне". На протяжении двух десятилетий планета не видела войн, инициированных втор-жением вооруженных сил одного государства на территорию другого. Ушло в историю блоковое противостояние. Были радикально сокращены ядерные арсеналы. Однако на первый план вышли конфликты иного рода: гражданские войны, этнические чистки, сепаратистские движения и террористические атаки. Войны на Балканах и в Демократической Республике Конго, геноцид в Руанде и Судане, хаос в Афганистане и Сомали - все это важнейшие события новейшей истории, в которых человечество потеряло почти столько же жизней, сколько на полях сражений Первой мировой войны.

Сегодня поведение правительств, готовых безжалостно убивать собственных подданных, не менее опасно для мира, чем классическая международная агрессия, - но до сих пор самые убежденные сторонники соблюдения прав человека и наказания диктаторов обосновывали свои действия угрозой международному миру (как в Афга-нистане и Ираке). В "чистом" виде ответом на жестокие действия власти против народа стали лишь операции НАТО в Косово и России в Южной Осетии. В Ливии мы видим новый шаг в этом направлении: демократические страны вмешались в конфликт, не имеющий этнической или религиозной сос-тавляющей, поддержав гражданское население, выступившее против диктатор-ской власти, de facto не обладающей никакими признаками легитимности.

Миру послан ясный сигнал: суверенитет не оправдывает убийства и насилие над гражданами. И если операция по свержению режима Каддафи, сделавшегося преступным пусть даже не после взрыва над Локерби, поддержки им правительства "Талибана", поощрения сомалийских пиратов и призыва очистить всю Африку от белого человека, а после бомбардировок Бин-Джавада и Бенгази, завершится успехом, планета изменится более существенно, чем в 1991 году. Идея о том, что "всякая власть - от Бога", на наших глазах может быть похо-ронена в бесплодных песках ливийской пустыни.

Глобальная политика меняется - но вместе с ней не может не меняться и политика России. Двадцать лет назад СССР не поддержал силы коалиции в Персидском заливе, но голосовал за принятие резолюции N 678 от 29 ноября 1990 года, позволившей "использовать все необходимые средства... для восстановления международного мира и безопасности в регионе". На про-шлой неделе Россия воздержалась при голосовании по резолюции N 1973, а затем выразила глубокую обеспокоенность действиями коалиционных сил. Прошло двадцать лет, но мы, похоже, ничему не научились. А жаль...

Комментарии
Прямой эфир