Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Загадки Дизеля

Если бы Рудольфу Дизелю, родившемуся 18 марта 1853 года, привиделось, что цены на горючее для его двигателя будут сопоставимы с бензином, возможно, ему не пришла в голову идея нового мотора.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
С идеей "экономичного термичного двигателя" Дизель носился несколько лет, но лишь в 1893 он получил свидетельство о "новом рациональном тепловом двигателе", впоследствии получившем его имя. Хотя двигатель могли называть и иначе. Нашлись документы, свидетельствующие, что в 1898 году Дизель выплатил 20 тысяч марок трем инженерам - Эмилю Капотайну, Юлиусу Зонляйну и Отто Кёллеру. Те подали на него в суд в связи с нарушением их патентов "принципа конструкции двигателя внутреннего сгорания с автоматическим воспламенением". Больше их имена в истории не всплывали, но компенсацию Дизель выплатил. Был еще английский инженер Херберт Эйройд Стюарт, который и патенты получил, и мотор на тяжелом топливе создал раньше Дизеля. Но Стюарт иск не подавал. Был и русский инженер Густав Тринклер. На Путиловском заводе в Петербурге он создал первый в мире "бескомпрессорный нефтяной двигатель высокого давления", который назвали Тринклер-мотором. Результаты испытаний вызвали восхищение, - КПД был равен 29 процентам! Специалисты отмечали, русская конструкция, появившаяся на полтора года позже немецкой, была намного перспективнее. Тринклер-моторы были проще и надежнее немецких. Но тут возникло одно обстоятельство. Альфред Нобель был категорически против разработок Тринклера. И к этому у него были свои абсолютно коммерческие причины. Альфред Нобель был крупным российским нефтепромышленником, к слову будет сказано, немало сделавшим для развития нефтяной промышленности, но тут Тринклер ему явно мешал. Он нажал на тогдашнего директора Путиловского завода Смирнова, чтобы тот прекратил испытания Тринклер-мотора. И тот - прекратил, кто он против Нобеля? После того, как именитый племянник лег поперек прогресса, Тринклер, как это принято до сих пор, уехал строить свои двигатели в немецкий Ганновер, и лишь спустя пять лет ему предложили вернуться на родину. В Германии в 1905 его двигатель был выпущен братьями Кертинг под лаконичным названием "двигатель системы Тринклера". Однаковскоре он возвращается в Россию. Он станет работать на Красном Сормово, много сделает на этом заводе, но его имя будет известно только специалистам. Он никогда не сможет отстоять свой Тринклер-мотор. Национальный приоритет двигателя канул в лету. В то время как патенты на производство двигателя Рудольфа Дизеля купила Франция, Германия, Швеция, Россия, США. Инженер стал миллионером, сбылась мечта сына переплетчика книг. Но поразительно, - ни один мотор к тому времени даже не был продан, только патенты. Если бы Нобель вложил деньги в Тринклер-мотор, история автомобилестроения могла бы сложиться иначе. Но деньги уже вложены в дизель. Начавшиеся испытания чуть не привели и Дизеля и Нобеля к разорению, моторы врывались и горели. Но Дизель выкрутился. Он нашел энтузиастов спонсировавших инженерные разработки его двигателя для морских судов и тут дела пошли удачно.



Осенью 1913 года его пригласили стать почетным членом Английского королевского автоклуба. Дизель откликнулся, тем более, что Уинстон Черчилль, первый лорд Адмиралтейства перевел военный флот с угля на жидкое топливо. Дизелю было, где развернуться и он отправился в Англию. В бельгийском порту Зебрюгге он сел на пароход "Дрезден", направлявшийся в английский порт Харвич. Попутчики отмечали, - Дизель был в приподнятом настроении, много шутил и смеялся. Затем отправился в каюту. С тех пор его никто не видел. Версий много: самоубийство, смерть от руки конкурентов, иностранных разведок. Семья сочла, что Рудольф ушел из жизни сам. На распространение дизельного двигателя это никак не повлияло. Двигатель стал популярен в Европе из-за своей экономичности и тяге к экологии. В России бензин был раньше дешев, поэтому не было смысла ломать себе голову над продвижением этих двигателей для легковых автомобилей, экология никогда не была нашим коньком. Конечно - зимой автомобили на тяжелеем топливе греются долго, а это приводит к дополнительным расходом на прогрев. К тому же качество солярки оставляет желать лучшего, при минус 30 машина может и не завестись. Кстати, Дизель поначалу в качестве идеального топлива предлагал каменноугольную пыль. Но одумался и написал, когда появится автомобильный двигатель, работающий на сырой нефти, "буду считать главную цель моей жизни достигнутой". В известном смысле так и случилось. По данным британского агентства Society of Motor Manufacturing and Traders, в Европе на дизельные автомобили приходится примерно 50% от числа проданных, в том числе во Франции - 70%, в Великобритании - 38%. Кто знает, одержат ли гибриды и электромобили верх над дизелем?
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...