Закон о шашечках
Легальные таксисты чувствуют себя в столице далеко не так вольготно, как их "серые" собратья. После столкновения в 2005 году на Курском вокзале, когда нелегалы разбили бейсбольными битами три десятка законных автомашин с шашечками, таксомоторные компании перешли на телефонные заказы. И оказались в еще менее выгодных экономических условиях, чем "бомбилы", работающие "от бордюра".
Помимо того, что содержание самих диспетчерских - дорогое удовольствие, коэффициент платного пробега при такой работе составляет примерно 50% (у таксопарков советских времен было 85%).
По оценкам Московского транспортного союза, в составе таксомоторных компаний или в статусе индивидуальных предпринимателей в городе работает всего девять тысяч водителей. Нелегалов - примерно 40 тысяч. Оборот черного рынка составляет миллиард долларов в год.
Такова цена вопроса, решением которого серьезно озаботился мэр Москвы. В январе Сергею Собянину был представлен документ под названием "Основные направления развития таксомоторных перевозок в Москве", разработанный столичным департаментом транспорта и Московским транспортным союзом.
Большинство предложений - о регулировании рынка, изменении нормативной базы, развитии инфраструктуры - мэр одобрил. В результате Москва предложила пакет поправок в ряд федеральных законов, начиная с закона "О безопасности дорожного движения" и заканчивая Градкодексом. В числе столичных инициатив - предложение наделить субъекты федерации полномочиями по установлению требований к организации таксомоторных перевозок.
- Деятельность такси на федеральном уровне регулируется сегодня крайне слабо, - комментирует исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. - Существует всего два федеральных закона, в которых отчасти прописывается, как должна оказываться эта услуга.
Добавим, что ни в одном документе не предусмотрено наказаний за неисполнение этих требований. Нелегалов можно лишь оштрафовать за незаконное предпринимательство.
- Сегодня, в соответствии в КоАПом, максимальный штраф не может превышать пять тысяч рублей, - поясняет Свешников. - Это, грубо говоря, дневной заработок "бомбилы". В Белоруссии первоначальный штраф нелегального перевозчика - 3 миллиона белорусских рублей, то есть примерно 30 тысяч наших. Попавшемуся во второй раз грозит конфискация транспортного средства. Благодаря этим нормам там всего за несколько месяцев избавились от нелегального извоза.
Законопроекты, инициированные Москвой, не столь радикальны. Но штрафы предлагаются весьма серьезные - до 30 тысяч рублей.
Как уличить нелегала, который всегда может сказать, что подвозит свата или брата? Выход, по мнению Московского транспортного союза, - так называемая контрольная закупка, когда в машину под видом пассажира садится сотрудник проверяющего органа. Но вопрос, какая из федеральных структур могла бы заняться такого рода контролем, пока открыт. Не исключено, что в Москве появится новая структура.
Ей заодно поручат еще и надзор за парковочным пространством - его создание предусматривает документ, тоже поступивший на рассмотрение в Госдуму. Если он будет одобрен, весь центр объявят единым парковочным пространством, в котором пристроить машину на временный "прикол" обойдется автовладельцу в сумму, скажем, 100 рублей в час. Институт Генплана Москвы еще в 2004 году разработал адресную программу размещения в городе около 600 бесплатных парковок для такси. Мэр поручил Москомархитектуре и институту Генплана актуализировать эту программу. В городе должны появиться два вида таких парковок: притротуарные, какие имелись в советские времена, и крупные регулируемые - на привокзальных площадях, у кинотеатров, торговых центров.
Если депутаты Госдумы наделят субъекты федерации полномочиями самостоятельно устанавливать требования по допуску к рынку такси, в Москве скоро будет сформирован реестр официальных такси. Попасть в него смогут только преодолевшие определенную планку требований, например, по экологическому стандарту автомобилей, качеству подготовки водителей. Занесенные в реестр перевозчики получат соответствующий документ. Тот, у кого этой бумаги не окажется, автоматически превратится в нелегала. А пассажир получит право требовать у водителя этот документ.
Напомним, что в московском законе "О такси", принятом в 2008 году, содержалось положение о реестре добросовестных перевозчиков. Правда, создавать его собирались на добровольной основе. Предполагалось, что вхождение в реестр даст городу возможность поддерживать легальных перевозчиков. Кто вошел - тому преференции: стоянки, информационная поддержка, диспетчерская. Но закон был опротестован: дважды - прокуратурой, дважды - Федеральной антимонопольной службой. Теперь, если пакет поправок в федеральные законы будет принят, реестр из добровольного станет обязательным.
В Петербурге легальных перевозок стало в 20 раз больше
Петербургские депутаты готовы поддержать инициативы столичных коллег, в частности поправки в КоАП о штрафах. По подсчетам некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация таксомоторных предприятий", которое объединило большинство законопослушных перевозчиков города, за последние три года объем легальных таксоперевозок вырос почти в 20 раз. Но и теперь они занимают всего лишь пятую часть рынка. Легализации и удешевлению такси мог способствовать городской закон о таксомоторном транспорте, который находится в разработке. Он предполагает серьезные штрафы для нелегалов и устанавливает жесткие требования к официальным перевозчикам по соблюдению санитарных норм, безопасности, кадровой политике. Уже сегодня "белые" перевозчики получают бесплатный доступ на стоянки у морского порта, вокзалов, аэропорта. Правда, ездить от этих точек они обязаны по единым тарифам. Они довольно гуманны. К примеру, поездка из Пулкова в центр стоит у них 700 рублей, что в два раза меньше, чем у "бомбил". Тарифы на все прочие перевозки никак не регламентируются, их диктует рыночная конкуренция.
Наталья Давыдова
В подмосковном Чехове порядок под "крышей"
Бывая по делам в Чехове, я часто пользуюсь услугами таксистов. Поначалу пыталась ловить машину, как привыкла в Москве, у обочины. Минут 20 голосовала, все проезжали мимо. Наконец один тормознул - сказал, чтобы быстрее залезала, и сразу дал по газам.
На вопрос, чего он так боится, рассказал, как в Чехове решили вопрос с "бомбилами". Городская администрация выпустила распоряжение о борьбе с нелегальным извозом. В городе определили несколько точек для таксостоянок: у вокзала, у базара, в отдаленном микрорайоне. Официально аккредитовали три фирмы. Телефоны их диспетчерских красуются на всех чеховских столбах. А неофициально курировать этот бизнес стал приближенный к администрации человек. Наш местный бандюган, как сказал подвозивший меня человек, но это на его совести.
Поначалу местные "бомбилы" плевать хотели на распоряжения администрации. Но вскоре у них начались проблемы. На первый раз предупреждают, на второй - прокалывают колеса, на третий - сжигают машины. После десятка сгоревших авто "бомбилы" потянулись легализоваться в аккредитованные фирмы и украшать свои машины "шашечками". Пусть доход ниже - налоги заплати да фирма свою часть берет, - но хоть какая-то работа.
Расценки жесткие. Торговаться бессмысленно. Но зато каждый из таксистов, как довезет до места, протягивает визитку с мобильным телефоном. Мол, как соберетесь куда ехать, звоните мне напрямую. И вам дешевле выйдет, и мне хорошо, и "крыше" меньше достанется.
Дарья Быстрова