Школьники стандартного образца
Отдельные учебные заведения уже испытывают его на себе. "Известия" побывали в московских школах-первопроходцах.
Пилотный проект новой концепции начального образования тестируется в каждом регионе. В Москве в эксперименте участвуют 186 школ - это около 500 классов, примерно по 25 человек в каждом. 600 московских учителей потратили по 216 часов на переподготовку. Теперь акцент в педагогике ставится на развитии "надпредметных" знаний и умений младшеклассников. То есть детей не перегружают теорией, а развивают их творческие, аналитические и коммуникативные способности. Заодно учителя осваивают вместе с учениками новые информационные технологии.
- Поначалу педагоги жаловались, - рассказывает Анна Якушкина, специалист Московского института открытого образования (МИОО). - Но потом сами бросились на переподготовку, чтобы оставаться конкурентоспособными.
Одна из образовательных инноваций - видеосочинения. Например, детей отправляют в зоопарк, и каждый должен снять видео о каком-нибудь животном, подобрать музыку и написать закадровый текст. "Волк воет. Для этого он запрокидывает голову и открывает широкую пасть", - старательно выговаривает в ролике первоклассник школы N 1060. "Проектами", то есть созданием клипов и мультиков, здесь занимаются два раза в неделю.
На уроке труда третьеклассницы держат на нитках некие пластилиновые конструкции, еще одна девочка старается зафиксировать их на камеру. Результат сразу виден на экране ноутбука. Еще пара уроков уйдет на то, чтобы превратить покадровую съемку в мультфильм. Остальные дети мастерят из пластилина новых персонажей. Это возможность убить двух зайцев - и нормативы по рукоделию соблюдены, и инновации налицо.
Урок русского языка проходит еще более эксцентрично. Половина учеников прилежно сидит за партами, а остальные вышагивают по каким-то кренделеобразным траекториям.
- Это специальное упражнение по освоению форм, - объясняет учительница. - Чтобы облегчить ребенку процесс обучения письму. Вначале он повторяет форму элемента собственным движением, потом элемент рисуется на большом листе бумаги и только потом в прописи.
В школе N 627 детей учат законам жизни в мегаполисе. В кабинете технологии на полу стоит макет столицы из LEGO.
- Здесь мы придумываем, как избавить город от пробок, - трогательный малыш показывает на кусок игрушечной дороги с машинками.
Свои открытия дети опять же записывают на видео.
Возникает вопрос: кто будет оплачивать столь резкий технологический скачок?
- Нормативно-подушевое финансирование предполагает, что на каждого ученика приходится определенная материальная база, - объясняет директор Центра информационных технологий и учебного оборудования Елена Булин-Соколова. - То есть оборудование, необходимое для выполнения стандарта, школам гарантировано государством.
На учительских зарплатах новые технологии скажутся относительно - в рамках так называемого "мотивирующего финансирования". Зарплата будет зависеть от объема работы, сложности предметов, успеваемости учеников. Определять зарплату станут сами школы - в соответствии с рекомендациями Минобрнауки.
Но как при новом стандарте будут оцениваться результаты, пока неясно.
- Я еще не знаю, какие критерии будут заложены в отчетность, - вздыхает директор школы N 1060 Михаил Случ. - Но, честно говоря, уже трепещу.