Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Абстрактные "письма" Натальи Ситниковой

В московском агентстве Art Ru открылась выставка "Письма без темы".
0
«И был вечер, и было утро: день пятый» (фото: Александр Савельев)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Возможно ли, чтобы на следующий день после открытия собственной выставки - моря цветов, неподдельного восхищения, дружеских объятий, тостов и приятной усталости - академик живописи, живой классик практически, подхватился бы да и поехал в не ближнюю галерею смотреть новые работы совсем молоденькой художницы? Оказалось - возможно, если там открывается выставка новых работ Натальи Ситниковой.

Наташа была еще студенткой, когда выставилась в Русском музее, и ее работы так пленили итальянцев, что они издали каталог той экспозиции бесплатно. А именитая художница, с профессиональным любопытством следящая за творчеством Ситниковой, однажды поделилась интересным наблюдением: "Вот парадокс, маленький минус огромного плюса: она настолько сильна как живописец, так выбивается из общего ряда молодых, что те не горят желанием приглашать ее на групповые выставки. А ведь аренда зала - это деньги, зал в центре Москвы не любая компания потянет, не то что одиночка. Вот и приходится иной раз ехать к черту на рога, чтобы посмотреть, чем дышит наше юное дарование...".

Действительно, творчество Натальи Ситниковой отслеживают большей частью специалисты. Но калибр этих ценителей говорит о многом: директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова, с легкой руки которой Ситникова была удостоена престижной молодежной премии "Триумф", именитые искусствоведы и живописцы. Устойчивый интерес к творчеству Ситниковой проявляют многочисленные иностранные гости нашей страны, среди которых бывший посол Швеции г-н Юхан Муландер, который "очарован цветовой гаммой ее полотен и, созерцая их, успевает задуматься о многих материях, столь важных для него лично".

Наталья, дочь известных живописцев Александра Ситникова и Ольги Булгаковой, работает совсем в иной, нежели родители, художественной манере - абстракционистской, не без оснований считая себя продолжателем традиции основоположников беспредметного искусства Кандинского, Малевича и Мондриана. То есть стремится вызвать у зрителя разнообразные ассоциации путем создания определенных цветовых сочетаний и геометрических форм. Существует точка зрения, что если некой художественной цели можно достичь, к примеру, посредством фотографии или путем написания определенного текста, то это уже не живопись, а фотография или соответственно литература. Абстракционизм доводит эту мысль до логического конца и занят исключительно тем, чего нельзя ни сфотографировать, ни описать пером или как-то еще - но можно выразить средствами живописи. Как, к примеру, изобразить доброту? Не добрую бабушку с лучиками морщинок вокруг глаз, а доброту как таковую. Наталья ее изображает. Конечно, найдется кто-то, кто скажет: и вот эти ваши желтые бесформенные пятна цвета одуванчика или цыпленка и есть доброта?! А другому ясно сразу: это - она! Как восклицали персонажи "Приключений принца Флоризеля", глядя на странную композицию из скрещенных линий и кубиков: "Клетчатый!"

Кому интересна беспредметная живопись, живопись чувственная, ассоциативная, как догоняющий свинг из джазового блюза, с удовольствием увидит серию новых работ Ситниковой "Письма без темы". Мне кажется, что настоящие письма, то есть не суррогатные e-мейлы, бич современных человеческих отношений, а истинные творения эпистолярного жанра ("Я к вам пишу, чего же боле, что я могу еще сказать..."), они всегда без темы, поскольку многотемны - они о волнениях, страхах, доброте, зле, жизни, предчувствии жизни. Новые письма Ситниковой - скорее, о предчувствии жизни, поскольку писались художницей в тревожную для нее пору ожидания ребенка. Но вполне возможно, что они о сотворении мира - об этом уже написали поклонники и толкователи ее творчества: представлены, мол, шесть крупногабаритных работ, ибо Господь-то шесть дней творил - и нам велел.

Мне же работы Ситниковой напомнили "Письма не о любви" Виктора Шкловского. Они, как известно, были не о любви по очень простой причине: в них, кроме темы любви, было множество других.

Комментарии
Прямой эфир