Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Мир с высоты человеческого полета

Продолжаем представлять лауреатов премии "Известность", учрежденной нашей газетой для замечательных россиян - за особые заслуги перед обществом.
0
За шесть полетов у космического рекордсмена накопилось много историй (фото: РИА Новости)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Звание Героя Советского Союза и Героя России в стране имеют всего четыре человека. Один из них - начальник Центра подготовки космонавтов в Звездном городке Сергей Крикалев. Он является мировым рекордсменом по длительности пребывания в космосе. За шесть полетов он провел на орбите 803 суток. Крикалев стал первым российским космонавтом, который летал на американском шаттле. Крикалев был членом первого сборочного полета к Международной космической станции и членом первого длительного экипажа на МКС. В беседе с обозревателем "Известий" Сергеем Лесковым Герой Советского Союза и Герой России Сергей Крикалев вспоминает свой путь в космос и размышляет о том, какую стратегию выберет космонавтика в будущем.

известия: Сергей Константинович, вы окончили необычный для будущего космонавта вуз - Ленинградский механический институт, который в годы перестройки назвали Балтийским техническим университетом "Военмех" имени Устинова, а до революции именовали Ремесленным училищем имени цесаревича Николая и считали питерским аналогом московского МВТУ. Как вы попали в космическую отрасль? В космонавты с брегов Невы пришел лишь Георгий Гречко, который старше вас почти на 30 лет...

сергей крикалев: В конце 1970-х, когда я был студентом, космонавтика уже лишилась ореола романтики, но не настали еще экономические трудности. 1980-е годы - хорошее время для молодого специалиста. Я мечтал попасть в космонавтику и старался учиться на отлично, чтобы самому выбрать распределение и попасть в подмосковную "Энергию", которая сейчас носит имя Сергея Королева.

и: Космонавтом в студенческие годы хотели стать?

крикалев: Мысль была, но я прекрасно понимал, что вероятность небольшая. И еще я отдавал себе отчет в том, что прежде всего надо честно заниматься делом, которое тебе поручили. Это лучший способ повысить свои шансы. В 1983-1984 годах я сдал экзамены в отряд космонавтов, в 1985-м, через четыре года после прихода в "Энергию", начал подготовку к полетам.

и: Мне кажется, тогда мы и познакомились. Вы работали в группе, которая обеспечивала восстановление орбитальной станции "Салют-7". С ней была потеряна связь, станция стала неуправляемой, не отвечала ни на какие команды и замерзла до полного космического холода. На спасение "Салюта" были отправлены Владимир Джанибеков и Виктор Савиных. Считается, что технически этот полет был самым сложным в истории отечественной космонавтики. Но это лишь видимая часть огромной работы...

крикалев: Вместе с будущим космонавтом Александром Викторенко на Байконуре на тренажерах мы отрабатывали сближение и стыковку со станцией, которая не проявляла никаких признаков жизни. Обычно станция поворачивается к кораблю, но она стала совершенно неуправляемой. Нам надо было найти новую методику - новую дальность, с которой начинается управляемая стыковка, новую траекторию сближения, те моменты, когда космонавт должен браться за ручки управления, и моменты, когда за ручки браться нельзя. Были специалисты, которые говорили, что стыковка невозможна. Мы с Викторенко испытали множество вариантов стыковки и нашли лучший. Джанибеков и Савиных состыковались с "Салютом" с первой попытки по нашей методике, и я горжусь этим.

и: Космонавты по определению - спортивные люди. Но я не знаю никого, кто достиг бы в спорте ваших высот. Вы чемпион мира и Европы по высшему пилотажу, заслуженный мастер спорта и еще кандидат в мастера по многоборью. Спорт для вас самоценен или вы занимаетесь им, чтобы содействовать космическим успехам?

крикалев: Сначала спорт был самоценен. В сборную СССР я попал еще до прихода в космонавтику. В отряде космонавтов понял, насколько спорт полезен в новом деле. Физические перегрузки в высшем пилотаже в два-три раза выше, чем в космонавтике. В стрессовой ситуации учишься быстро принимать решение, анализировать варианты, минимизировать ошибку, от которой застраховаться никогда нельзя. Кстати, если быть точным, то чемпионом мира я стал в командном зачете, выступая за сборную России, а в личном зачете был вторым.

и: Подготовка космонавта - дело дорогое. Вам не запрещали рисковать и заниматься пилотажем?

крикалев: Никого не спрашивал. Вернулся в сборную уже после третьего полета, когда был заслуженным космонавтом. Многие военные космонавты продолжают летать на реактивных самолетах.

и: В 1991 году после пяти месяцев работы на станции "Мир", когда уже пора было возвращаться домой, вы остались в космосе еще почти на полгода. Возникли сложности с финансированием, с экипажами, и вам предложили закрыть амбразуру. Тогда вы улетели из СССР, а вернулись в другую страну - в Россию. Такого в истории космонавтики не было. Вы остались на орбите добровольно или на вас надавили?

крикалев: Если бы приказали, было бы легче. Руководитель полетов Валерий Рюмин вспоминал, что ему было тяжело, когда посадку задержали на несколько дней. А здесь - полгода. Мне сказали: подумай пару витков - это три часа - и дай ответ. Если не сможешь, будем искать другие варианты. Я знал, что лучший вариант для программы - мое согласие. Конечно, я колебался. Это как в спорте: ты финишируешь на пределе сил, а тебе говорят: беги еще 10 километров. С семьей не советовался. Зачем перекладывать ответственность? Толя Арцебарский перед прощанием на станции сказал мне, что если б можно было, тоже остался бы. Вторая половина полета прошла нормально, особого надрыва в себе не почувствовал.

и: В 1994 году вы стали первым российским космонавтом, который летал на американском корабле. Почему выбор пал на вас?

крикалев: Еще до программы "Мир" - "Шаттл" было принято решение об обмене космонавтами и астронавтами. Американцы боялись, что им предложат ветеранов. Но выбрали молодых действующих космонавтов - меня и Владимира Титова. Этот опыт помог мне в 1998 году стать членом первого сборочного полета на Международную космическую станцию, а в 2000 году - оказаться в первом длительном экипаже на МКС.

и: Есть в космонавтике вопрос, который стал популярнее "летающих тарелок". У специалистов вопрос вызывает оторопь, но, поскольку вы много работали в Америке, я все же рискну: высаживались американцы на Луне или устроили гениальную инсценировку?

крикалев: Конечно, высаживались. Контрдоводы смехотворны. СССР всеми средствами контроля отслеживал каждую лунную экспедицию США и первым поднял бы шум в случае мистификации.

и: В адрес российской космонавтики раздается много критики из-за отсутствия новых проектов. Продолжается эксплуатация старой техники, новые образцы не появляются. В итоге мы теряем высокие позиции, заложенные при Королеве.

крикалев: Справедливая критика. Причин много - и кризис 1990-х, и отток специалистов. Начинали проекты - и бросали. Были проекты по Луне, по Марсу, был корабль "Клипер", его Путину показывали. Все осталось на уровне концепций, потому что не было поставлено цели, как в США в 1960-е годы, когда разрабатывалась лунная программа, чтобы ликвидировать отставание от СССР. Я считаю, главная причина того, что нет новых проектов, - проблема с выбором приоритетов и постановкой задачи.

Во времена Королева стратегию развития техники определяли главные конструкторы, а сейчас во многих отраслях, не только в космонавтике, тон задают те, кто занимается эксплуатацией техники. Спора нет, это важно, но такие специалисты по своей сути являются консерваторами, изменения для них вредны, а тех, кого будоражат новые идеи, они считают источником опасности. Это препятствует прогрессу, но еще хуже, когда на первый план выйдут коммерсанты. Нельзя допустить, чтобы из космонавтики ушли люди, которые умеют мечтать и предлагать новые идеи. Мне кажется, что власть уже сознает это, и руководители страны прямо говорят, что хватит готовить экономистов и юристов, нам нужны люди, которые создают реальное дело. Жаль только, что на зарплате инженеров это не отражается. Но пока в отрасли и в моей родной "Энергии" есть люди, которые умеют мечтать и душой болеют за дело.

и: В этом году американские шаттлы прекращают космические полеты и встают на земной прикол. Все полеты к международной станции будут осуществляться на российских "Союзах", которые являются мировым рекордсменом по надежности и одновременно самым древним космическим долгожителем. США строят новые корабли, а мы не торопимся с заменой "Союза". Может быть, и не надо добра от добра искать?

крикалев: "Союз", без сомнения, надежен, но он стал раритетной и потому слишком дорогой машиной. "Союз" неэффективен, так как требует слишком больших расходов. Многие детали давно сняты с производства и делаются небольшими партиями только для "Союза". Требования к новому кораблю следующие: надежность, возможность модернизации, ремонтопригодность, модульность, что позволит использовать его для разных задач, в том числе для возвращения со второй космической скорости, то есть из межпланетных полетов. США строят взамен шаттлов новые транспортные корабли, один из них будет готов в этом году, и если мы не найдем замену старому "Союзу", то отстанем и на этом важнейшем направлении. Кроме того, я считаю, что настало время приступить к строительству космической базы на орбите, где можно было бы собирать, испытывать и запускать космические аппараты. Многие расчеты показывают, что производственная и испытательная база на орбите обойдется дешевле и проще, чем на Земле.

и: Зачем нужна космическая база на орбите? Может, сначала цели поставить, ориентиры наметить?

крикалев: Надо развивать космическую инфраструктуру, а применение найдется. Когда человек строил автомобиль, никто не спрашивал, куда на нем поедем? Маршрут появится, когда появятся возможности. Дороги, сервис, заправки - инфраструктура автотранспорта открыла новые возможности, и теперь без автомобиля жизнь стала невозможной. Так же будет с космическими кораблями.

и: Следующий этап освоения космического пространства - полет на Луну и Марс и их колонизация. Ведутся споры, какой маршрут предпочесть. Но споры идут дальше: зачем человеку в принципе отрываться от Земли и уходить в космос? Ваше мнение?

крикалев: Экспансия человека в космос - это аксиома, которая задана природой и не подлежит обсуждению. Экспансия заложена в крови всех живых существ, и даже рыбки не сбиваются в один угол, а занимают весь аквариум. Новым ареалом обитания может быть река, океан, лес, а для человека это космос. И это бессмысленно обсуждать, это аксиома.

Скорость и тактику продвижения можно и нужно обсуждать. Но самое вредное - ничего не делать. За дальнесрочные программы, так мне кажется, громче всех агитируют те, кому не придется отвечать за них. Просто по причине их большой длительности. Когда спроса не будет, можно выдвигать самые смелые проекты. А Луна кажется неинтересной, потому что там уже были американцы и российский флаг не воткнешь. Но Луна остается необитаемым космическим островом, и там можно найти множество интересных загадок.

и: Как быстро Россия может оказаться на Луне?

крикалев: Технически экспедиция осуществима за 5-7-10 лет, темных пятен для наших специалистов нет. Все зависит от амбициозности и финансирования проекта, если решение вообще будет принято. Кстати, Китай уже нацелился на Луну и принял программу высадки человека. Может быть, Китай на Луне обгонит всех конкурентов.

и: Почему вы называете такие сроки? В 1960-е годы США всего за восемь лет почти с нуля подготовили миссию на Луну.

крикалев: Сейчас мы уже не можем принять столь высокую степень риска, как в начале космической эры. Понятие приемлемого риска сильно изменилось. И еще невероятно разросся чиновничий аппарат. Вокруг отрасли кормится огромное число людей - их больше, чем тех, кто реально работает. Оглядываюсь назад: космодром Байконур от первого камня до первой ракеты был построен всего за два года. Сейчас это немыслимо.

и: В долгих космических экспедициях наверняка случаются смешные эпизоды. Без юмора вы бы совсем закисли...

крикалев: В 2005 году на станцию прилетел очередной космический турист американец Грегори Олсен. Вполне приличный человек, заработал на высоких технологиях деньги, решил в космос слетать, в экспериментах участвовал. Турист очень хотел помочь экипажу и вызвался снять пробы с панелей станции. Когда дело дошло до туалета, я услышал, как турист в шутку бурчит: "Никогда не думал, что заплачу кучу миллионов, чтобы сортир чистить".

и: Легко ли вам дался переход из действующих космонавтов на административную работу начальником Центра подготовки космонавтов? Совсем другая жизнь...

крикалев: Командиру экипажа на станции приходится заниматься административной работой, и, поверьте, ее хватает, потому что хозяйство очень большое и сложное. К тому же до назначения в ЦПК я два года работал заместителем генерального конструктора в "Энергии", отвечал за организацию летных испытаний и подготовку экспедиций. Административная работа отнюдь не является новой для космонавта. На посту начальника ЦПК я понял, что иногда, к сожалению, бывают пустые хлопоты, которые яйца выеденного не стоят, но на это жалуются все администраторы и менеджеры в мире.

и: Слабо верится, что вы окончательно переквалифицировались в менеджера. Еще в космонавты пойдете?

крикалев: Надеюсь, что еще полечу в космос. Но только в том случае, если появится новая техника, новые корабли. А пока надо дать дорогу молодежи.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...