Президент Российской ассоциации бизнес-образования Сергей Мясоедов: Бизнес-школы будут преподавать театрально-сценическое мастерство
- Статьи
- Экономика
- Президент Российской ассоциации бизнес-образования Сергей Мясоедов: Бизнес-школы будут преподавать театрально-сценическое мастерство

Обозреватель "Известий" Инна Зубарева побеседовала с ним о том, в каком направлении будет развиваться РАБО и как изменятся отечественные бизнес-школы уже в ближайшие годы.
известия: Сергей Павлович, какие задачи стоят сегодня перед РАБО?
Сергей Мясоедов: Задача номер один: сохранить уникальную, творческую атмосферу и дух ассоциации. РАБО объединяет исключительно умных, интеллигентных людей, связанных с рынком бизнес-образования в течение всей жизни. Большинство из них прошли переподготовку в лучших зарубежных университетах, являются практикующими консультантами по управлению и блестящие преподаватели. Они знакомы не только с российской спецификой бизнес-образования, но и с самыми современными тенденциями за рубежом. Этих людей объединяют общее дело, высокий профессионализм, желание и готовность обмениваться опытом. Именно поэтому конференции РАБО исключительно интересны и всегда сопровождаются живыми дискуссиями. Здесь не принято рассказывать "о себе любимом" или читать "ученые доклады" по бумаге. Именно эту творческую атмосферу и важнейшие традиции РАБО непременно нужно сохранить.
Вместе с тем ассоциации уже 20 лет. Это возраст зрелости. Именно со вступлением российского бизнес-образования в период зрелости связаны новые задачи РАБО.
Это создание при ассоциации наблюдательного совета из представителей бизнеса как ключевого заказчика бизнес-образования. Более тесное сотрудничество с Ассоциацией менеджеров России, ТПП, Союзом промышленников и предпринимателей и другими ассоциациями, объединяющими представителей бизнеса. Одним словом, выстраивание с бизнесом более тесной обратной связи.
Это расширение и активизация контактов с различными профессиональными игроками и объединениями, обеспечивающими переподготовку бизнеса: ассоциациями тренеров и консультантов, крупными корпоративными университетами и т.д. Такие контакты обогащают всех участников, помогают глубже и точнее улавливать изменения в потребностях клиентов, отслеживать новые тенденции на рынке бизнес-образования.
Это усиление взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти. В последние годы государство все активнее присутствует на образовательном рынке, ужесточает регулирование и контроль образовательного процесса и качества. Одновременно все чаще говорится о необходимости частно-государственного партнерства, более тесного взаимодействия государства и общества. Естественно, РАБО не может стоять в стороне от этого процесса. Так, РАБО приняла активнейшее участие в обсуждении проекта закона "Об образовании", помогла сформировать и направить в правительство от имени ведущих российских университетов ряд важных замечаний, связанных с развитием рынка бизнес-образования и, в частности, программ МВА.
Это повышение внимания к тому, что происходит за пределами Москвы и Питера - в регионах России. Во многих школах бизнеса страны за последние годы наработаны драгоценные крупицы опыта. Их надо обобщать и распространять.
Это повышение авторитета нашей ассоциации на международном рынке. Нужно отметить, что сегодня РАБО - единственный представитель российского бизнес-образования, который признается ВСЕМИ ведущими западными объединениями бизнес-школ. Включая три ведущие аккредитующие ассоциации ("Три короны") - это Международная ассоциация развития университетских школ бизнеса (AACSB International), Европейский фонд развития менеджмента (EFMD) и Международная ассоциация программ МВА (АМВA International). Мы планируем организовать и провести при поддержке этих ассоциаций ряд серьезных международных конференций, направленных на укрепление зарубежных связей российских бизнес-школ, а также на укрепление зарубежного имиджа российского бизнес-образования.
и: Каковы основные тенденции на рынке бизнес-образования? И как, на ваш взгляд, будут меняться отечественные бизнес-школы в ближайшие годы?
Мясоедов: Рынок бизнес-образования во всем мире претерпевает серьезные изменения. Во-первых, усиливается роль университетских бизнес-школ, имеющих более широкие возможности для проведения прикладных исследований, постоянной подпитки преподавательского корпуса за счет талантливой молодежи и т.п. Во-вторых, бизнес-образование и бизнес-программы все чаще включают элементы, связанные с джиаром, выстраиванием отношений между бизнесом и властью. Того, что журнал "Гарвард бизнес ревью" называет развитием у менеджеров политического интеллекта, то есть способности влиять на формирование политической и экономической среды бизнеса в интересах своей компании. В-третьих, в мире наметился отток студентов из бизнес-школ США в Европу. Почему? А потому, что европейские бизнес-школы подходят к содержанию программ МВА существенно более творчески, чем их заокеанские коллеги. В результате программы ведущих европейских бизнес-школ, различаясь по продолжительности, формату, контенту, методам преподавания (сокращение числа case-studies в пользу проектов, компьютерных симуляций, тренингов и др.), возможностью изучать программу по частям, собрать программу из модулей (типа конструктора ЛЕГО), оказываются более адаптированными под нужды потребителей, более нужными и привлекательными. В-четвертых, растет понимание того, что чрезмерно правильные и стандартные программы МВА, сделанные по одному шаблону, в современном мире, где большинство технологических и предпринимательских прорывов достигается на стыке различных дисциплин, должны дополняться дисциплинами гуманитарного профиля в широком смысле этого словосочетания.
В программы МВА и ЕМВА лучших школ бизнеса мира наряду с менеджментом, маркетингом, финансами и эккаунтингом пришли занятия по развитию креативности на основе искусствоведческих дискуссионных клубов, тренинги по лидерству через обучение театрально-сценическому мастерству, курсы восточной и иных философий, сопровождаемые тренингами "на выживание" для то-менеджеров, и т.п. Эти тенденции приходят или уже пришли и в нашу страну и находят отражение в программах ведущих бизнес-школ России.
Еще одно важное послекризисное явление - клиенты бизнес-школ во всем мире и в России стали существенно более требовательными к связи программ бизнес-образования и практики. Поэтому бизнес-школы - лидеры активно наращивают вовлеченность бизнесменов и предпринимателей-практиков в учебном процессе. Создают наблюдательные советы и советы выпускников, которые вырабатывают системные рекомендации по улучшению качества учебных программ и приближению их к практическим нуждам бизнеса. Бизнес-школы отказываются от преподавателей, которые не проводят систематических прикладных исследований, не занимаются бизнес-консалтингом и опираются лишь на книжные знания. Отказываются от чрезмерного "дженерализма" программ МВА в пользу функциональной и отраслевой специализации, ориентированной на нужды заказчика.
По мере роста числа бизнесменов и менеджеров, владеющих английским языком, ведущие бизнес-школы России все более активно включают в списки своих программ англоязычные или двуязычные программы МВА, на которых в единой команде работают российские и зарубежные преподаватели. Это обогащает процесс изучения современных технологий менеджмента, дополняя его страновой и региональной спецификой и примерами из практики. На программах ведущих российских школ бизнеса среди слушателей все чаще появляются представители дальнего зарубежья.
Наконец, по мере достижения зрелости российский рынок бизнес-образования начинает обращать внимание на соответствие качества программ МВА международным стандартам и наличие у школ бизнеса и программ МВА международных аккредитаций "большой тройки" (международных ассоциаций AACSB, EFMD, AMBA. - "Известия"). О наличии международной аккредитации все чаще спрашивают клиенты на днях открытых дверей и специализированных выставках. Мне приятно отметить, что сегодня около дюжины лучших бизнес-школ и программ России могут похвастаться хотя бы одним из этих трех международно признанных знаков качества. А несколько школ-лидеров уже вплотную приблизились к так называемому знаку качества "Три короны", то есть к получению аккредитаций своих программ во всех трех ассоциациях.
и: Сергей Павлович, вы являетесь первым проректором Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС). Завершается объединение РАГС с Академией народного хозяйства при правительстве РФ (АНХ). Как данное решение отразится на рынке бизнес-образования, ведь оба учебных заведения имеют в своей структуре довольно сильные бизнес-школы?
Мясоедов: Во все времена, чтобы получить серьезный рывок в развитии, объединяли интеллектуальные, материальные, кадровые ресурсы. Сегодня эта тенденция приобрела особое значение. Во всем мире идет процесс объединения и слияния университетов и бизнес-школ. Цель - повышение конкурентоспособности и создание учебных заведений мирового уровня.
В результате объединения двух академий создается Российская академия при Президенте РФ - самый крупный университет в России и Европе с материальными активами, превышающими активы МГУ им. М.В. Ломоносова более чем в 3 раза. С 65 филиалами по стране и со 170 тысячами студентов. Задача - в течение ближайших десятилетий вывести президентскую академию в число ведущих университетов мира. В ближайшее время в учебном заведении начнет работать команда экспертов Всемирного банка, которая будет консультировать проект в течение ближайших пяти лет. Особое внимание будет уделено развитию международного сотрудничества, привлечению в президентскую академию лучших педагогических и консалтинговых кадров России и зарубежных стран, формированию при академии крупного инкубатора, ориентированного на инновационные стартапы. По нашему мнению, работа над созданием университета мирового уровня и широкое использование возможностей общенациональной филиальной сети дадут мощный импульс развитию бизнес-образования в центре и в регионах.
и: В какие сроки произойдет объединение учебных заведений?
Мясоедов: Объединение двух академий должно завершиться до конца года. А к середине лета должна быть разработана и принята стратегия развития нового президентского университета. Одновременно команда Всемирного банка должна начать свою работу по реорганизации.