Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Сочи ожидаются смерчи и волны высотой до 3 м
Мир
Польские фермеры заблокировали КПП на границе с Украиной
Армия
Армия России нанесла удары по военным аэродромам на Украине
Мир
В США призвали к импичменту Байдена после удара Россией «Орешником» по Украине
Спорт
Гимнастки из РФ с триумфом выступили на Кубке «Небесная грация» в Катаре
Мир
Пленный ВСУ рассказал об отправке непригодных к службе военных на передовую
Армия
Общие потери ВСУ в Курской области превысили 35 тыс. человек
Мир
Захарова отметила ключевую роль Великобритании в гибридной войне против РФ
Мир
В США заявили о попытках помешать связям России и Китая
Мир
Пушков указал на последствия передачи США ядерного оружия Украине
Экономика
Правительство временно запретило вывоз отходов и лома драгметаллов из РФ
Мир
Овечкин впервые появился на публике после травмы и посетил матч НБА
Мир
Медведев указал на негативные последствия для Европы после отказа от газа из РФ
Общество
На Запорожской АЭС заработала отключенная линия энергоснабжения «Днепровская»
Мир
На границе Украины поймали заплативших по $10 тыс. за переправку в Венгрию уклонистов
Мир
В нескольких республиках СНГ произошли землетрясения
Мир
Трамп предложил экс-футболиста Тернера на пост министра жилищного строительства
Армия
Российские военные поразили формирования двух бригад ВСУ в Херсонской области

От "Соляриса" до "Цитадели"

В тон-студии "Мосфильма" снова звучит музыка Артемьева. Автор сюит, симфоний, концертов и двух опер не изменяет кинематографу. А также -давнему другу Никите Михалкову. Музыку к грядущей "Цитадели" они записывают бок о бок. В качестве наблюдателя присутствует жена Артемьева - Изольда...
0
Один из крупнейших отечественных кинокомпозиторов Эдуард Артемьев имел возможность остаться в Голливуде, но вернулся в Россию (фото: Константин Семин)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Ненадолго прервав работу, Эдуард Артемьев рассказал Елене Ямпольской о любимых звуках, фильмах и людях.

известия: Чтобы написать музыку к фильму, для вас важнее поговорить с режиссером или увидеть отснятый материал? А, может, прочитать сценарий?

Эдуард Артемьев: Раньше я пробовал читать сценарии. Но это бессмысленно, потому что потом тебе показывают материал, а он ничего общего со сценарием не имеет, кроме фабулы. Я перестал этим заниматься и с тех пор...

и: Сочувствуете сценаристам.

Артемьев: Да, и это тоже. Теперь я смотрю смонтированный материал, начиная с отдельных эпизодов. Вхожу в структуру фильма постепенно.

и: На съемочной площадке вам бывать незачем?

Артемьев: Не люблю. Потеря времени дикая.

и: Настолько дорожите временем?

Артемьев: Мне просто скучно на площадке. Бездельничаешь, изнемогаешь, пока свет поставят, еще что-то...

и: Вы вообще изнемогаете, когда бездельничаете?

Артемьев: Да, да! Я без дела не могу.

и: Как же вы отдыхаете?

Артемьев: Никак не отдыхаю. Отдых для меня - это перемена занятия. Одно сочинение попишу, потом переключусь на другое. Конечно, это ненормально, но я не умею отдыхать. Все время за компьютером.

и: Вы пишете музыку на компьютере?

Артемьев: Уже лет десять, даже двенадцать - только так.

и: Владимир Мартынов, которого вы называете лучшим из ныне живущих российских композиторов, утверждает, что с появлением компьютера ваша профессия умерла. Если нет тактильного нажима - пером по бумаге, то и музыки нет.

Артемьев: (Смеется.) Ну, у кого-то музыки не будет и с тактильным нажимом. К Володе это, конечно, не относится. Правда, он все время повторяет, что музыка умерла. Из чего следует, что надо бы прекратить ею заниматься, а он упорно продолжает... Большой оригинал.

и: Как ставятся задачи разными режиссерами? Какие слова и образы используют Михалков, Кончаловский? Как формулировал Тарковский?

Артемьев: Все по-разному. Никита - один из немногих режиссеров, кто четко знает задачу и твердо говорит: "Сделай вот так".

и: Задачу музыкальную или эмоциональную?

Артемьев: Иногда эмоциональную. А порой может сказать: "Сделай, как...". Например, как Рубинштейн. С Кончаловским трудно работать, потому что он учился в консерватории и лезет в ноты: "Не тот инструмент, не та гармония, Прокофьев бы так не сделал"... Хочет попробовать и так, и сяк, и эдак, пока не измочалит композитора.

и: Но у большинства режиссеров нет музыкального образования.

Артемьев: У Тарковского, например, не было. Он о музыке не говорил, только об образах. Когда он меня пригласил на "Солярис" - мы были шапочно знакомы к тому моменту, сказал: "Прочитай сценарий. Но учти, что музыка твоя мне не нужна". Я на него глаза вылупил. "Мне нужны твои композиторские уши и композиторский опыт, чтобы ты мне организовал шумы и вообще весь саунд". Он хотел отказаться от музыки в кино. Не только от музыки - ото всех вещей, которые кино взяло в силу своей беспомощности, как недавно рожденное дитя. Я как-то спросил у него: "Что ты Баха берешь в фильмы, Генделя? Я могу тебе сделать что-нибудь в этом духе". Он говорит: "Если ты заметил, у меня еще и картины старых мастеров обязательно присутствуют. Я подспудно хочу у зрителя вызвать ощущение, что кино - это такое же древнее искусство, как литература и живопись".

и: Однажды мы с вами спорили по поводу Тарковского. Я говорила о сугубо личном впечатлении от его фильмов: по-моему, их сделал злой человек. И "Андрей Рублев" для меня - это картина, снятая без веры. Не про Рублева, а про себя, любимого, и козни завистников. Вы, конечно, со всей этой "ересью" не согласились...

Артемьев: Да, для меня эти мысли диковаты... Андрей просто был необычайно закрытым человеком, я даже не помню никаких серьезных разговоров с ним, кроме как о деле. Наверное, у него были ближайшие друзья, женщины, перед ними он мог открыться, а я сужу только опосредованно. Но он всегда видел суть вещей - не ту, которую могут увидеть все, а какую-то свою, особенную.

и: А что касается религиозного чувства?

Артемьев: Он часто цитировал Библию, в советское время это было редкостью. Но насколько он был верующим, не знаю. Тарковский считал, что художник рождается вне времени и пространства. Что Рублев случайно родился в это время в этой дикости, и окружающее никак на него не повлияло. Гений творит как хочет. Андрей много раз говорил: "Художник от времени не зависит. Это все Маркс придумал".

и: Вы с ним согласны?

Артемьев: Наверное, так и есть. Гений - вне времени и пространства.

и: То есть Эдуард Артемьев - вне времени и пространства?

Артемьев: Нет, я же не гений. Я как раз дитя своего времени.

и: На вашу долю порядком разных времен выпало. Какое из них вы называете своим?

Артемьев: Я имею в виду эпоху электронной музыки. Я сразу проник туда, ощутил себя в этом мире комфортно - как будто для меня было сделано, и до сих пор себя так ощущаю. Попал в резонанс. Правда, сейчас я уже не столь категоричен. Раньше я считал, что электроника - это музыка будущего, и она станет главным звуковым фоном человечества. Потом понял, что это не так. Коммерция туда сильно проникла и все разрушила - и великую рок-музыку, и академическую электронную музыку в угол загнала.

Видите ли, само тело музыки - оно всемирно, всеобъемлюще. Предметом музыки может быть любой звук.

и: Какие звуки вы предпочитаете, если это не музыка?

Артемьев: Люблю, когда кузнечики стрекочут. Плеск воды - легкий, негромкий. Звуки моря - когда прибой ахает о берег - мне меньше нравятся. Короче говоря, обычные пристрастия человека со Среднерусской возвышенности.

Артемьев считает, что на его долю выпала только одна эпоха - эпоха электронной музыки (фото: Валерий Киселёв)

и: Вы и сами по себе тихий, мирный, спокойный?

Артемьев: Наверное. Бывают эмоциональные всплески, но я не люблю их выпускать наружу, переживаю внутри.

и: Это вредно для здоровья.

Артемьев: Говорят. Но я не люблю вспыхивать.

и: Однако как-то вы боретесь со злом, которое проникает в вашу жизнь?

Артемьев: Ой, не могу сказать. У меня есть один принцип: не важно, как относятся ко мне, важно, как я отношусь к кому-то.

и: Даже если человек не отвечает вам взаимностью?

Артемьев: Абсолютно! Более того, я никогда не обращаю внимания на слова. Сгоряча можно ляпнуть что угодно.

и: Это потому, что вы человек нот. Люди букв на слова реагируют очень остро.

Артемьев: Но слова - это сиюминутная реакция, которая может быть неадекватной, неправильной. Надо или разобраться спокойно, или пропустить мимо ушей. Пример - "Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". Вся предыдущая жизнь зачеркнута одним неосторожным словом - нелепость какая-то.

и: У вас враги есть?

Артемьев: Я считаю, что нет.

и: И не было?

Артемьев: Явных не было никогда.

и: Завистников, интриганов?

Артемьев: Завистников - тем более. Или я не замечал.

и: Когда вы смотрите на своего друга Михалкова, радуетесь, что сами вы непубличный человек?

Артемьев: Я ему очень сочувствую! Не понимаю, как он успевает работать при таком шквале дел и звонков. Нужна нечеловеческая энергия. А еще все эти удары, которые сыплются от его оппонентов так называемых. Сохранять стержень, не поддаваться, не отвечать злом на зло - вот самое трудное, наверное. Когда кругом явная ложь и подставы.

и: Живя по сравнению с ним гораздо более комфортно, вы не испытываете досады от того, что все-таки славы вам недодано?

Артемьев: Не-ет! Наоборот, мне очень хорошо. Я живу просто в идеальных условиях. Могу заниматься любимым делом, и мне еще за него платят (смеется).

и: Тщеславие для вас не стимул?

Артемьев: Нет. В юности, бывало, думал: "Неплохо бы было выйти на сцену, поклониться". Мысли такие были, но они как-то не утвердились. Более того, я этого всегда стесняюсь. Чувствую себя не в своей тарелке.

и: А деньги для вас много значат? Возьметесь за нежеланную работу, если она очень хорошо оплачивается?

Артемьев: Сейчас нет. Раньше брался, потому что семью надо было кормить. Сегодня я имею возможность выбирать - это большое счастье.

и: Ваша музыка в "Предстоянии" и потрясающая тема из "Цитадели", которую я только что слышала, - на мой взгляд, абсолютная квинтэссенция войны. Причем именно Великой Отечественной. Неумолимо надвигающееся черное колесо, боль через край...

Артемьев: Я ведь войну помню. Мы в Архангельске в это время жили. Отец мой был химиком, его по работе отправили туда. Однажды - мне было года четыре - завыли сирены, все побежали в бомбоубежище. Дали отбой, мы выходим на улицу. Толпа идет по проспекту - по-моему, Пролетарский он назывался, - и вдруг какой-то вой. Закричали женщины, паника - немецкий самолет. Там дома четырехэтажные, и он прямо на уровне крыш, совсем низко. Думали, сейчас расстреляет всех из пулемета. Мне это потом объясняли, я-то ничего не думал, бежал вместе со всеми. Но что было дальше? Он пролетел над нами - я даже видел силуэт пилота, покачал крыльями и улетел. Что это за знак такой?

и: Качну серебряным тебе крылом...

Артемьев: На всю жизнь врезалось мне в память это ощущение войны, которую реально я видел один раз. Когда Архангельск стали сильно бомбить, отец отправил нас в Котлас. А потом - в Сольвычегодск. 

и: Холодно, холодно и холодно...

Артемьев: Да. Учитывая, что родился я в Новосибирске, - все детство по Северам. С тех пор зиму ненавижу. Хотя, помню, в Архангельске видел северное сияние. Это зрелище сильное впечатление на меня произвело.

и: Точно! Вот на что похожа ваша музыка - мерцание и загадочные сполохи... Скажите, а вы вообще кино любите? Есть в вашей жизни какие-нибудь фильмы: стало тоскливо - поставил, пересмотрел?

Артемьев: Нет. Я кино смотрю редко. Среди своих картин у меня есть любимые - "Солярис", "Раба любви", "Сибириада". И, как ни странно, "Щелкунчик", на который я потратил столько здоровья и который так раздолбали и уничтожили. Там часть моей души.

и: Вам правда нравится "Щелкунчик"?

Артемьев: Правда. Кончаловский сумел придумать этот удивительный мир - страшноватый, странный. Плюс еще возможность "побаловаться" с Чайковским очень мне была по душе.

и: До выхода фильма вы говорили, что музыковеды влепят вам за такое баловство. Ну и как, нашлись у Чайковского защитники?

Артемьев: Нет. Никто не ругал. Никто и не понял, что это такое. Там есть целые куски Чайковского, которые мы не трогали. Единственно - я немножко переоркестровал, чтобы побогаче было, с таким голливудским налетом. А остальное - тоже Чайковский, но сильно перелопаченный. Когда я начал работу, я понял, что с ним надо жестко поступать, иначе он не поддается. Использовать просто как материал. К чему меня Кончаловский и призывал: "Забудь о Петре Ильиче, он тут ни при чем". Я ведь сделал целую сюиту по "Щелкунчику". Уже дважды ее играли - в Ярославле и в Томске. Публика недурно приняла это дело. В общем, на старости лет такой опыт получить - большое счастье.

и: Испытывали трепет, перелопачивая классика?

Артемьев: Нет, никакого трепета. Тем более что я Чайковского...

и: Не любите? Слишком сладкий?

Артемьев: Не то что не люблю. Мне с детства казалось, что у него перебор рискованных интонаций. Но, вплотную занимаясь им полтора года, я реально ощутил, какая могучая фигура, какой талантище. Это наш первый профессиональный композитор - я так полагаю.

и: Что такое для вас русский композитор, русская школа, русская музыка?

Артемьев: Русский композитор - это Стравинский. Величайшая фигура. Чтобы так повлиять на мировую музыку - другого примера просто нет. Только Шёнберг на Западе, больше никого.

и: Вы считаете столь важным оказывать влияние на мировую культуру?

Артемьев: Ну, после Стравинского вся история музыки пошла по другому пути.

и: Однако, скажем, Иван Шишкин или Исаак Левитан никак не повлияли на мировую живопись - с этой точки зрения они вторичны. Что не мешает им быть настоящими русскими художниками.

Артемьев: Я вам скажу, Чайковский для меня - композитор в большей степени западный. То, что он цитирует народные песни, не делает его русским. А вот Мусоргский - русский композитор. У него сам способ мышления, способ слышания звуков - как у человека, живущего в России.

и: А вы пишете русскую музыку или вселенскую, такой "унисекс"?

Артемьев: Если признать, что национальность - это все-таки состояние души, то я русский композитор, безусловно. Все славяне - люди очень сентиментальные, и во мне это сидит.

и: Вас неоднократно спрашивали, но и я не могу удержаться: не жалеете, что уехали из Голливуда? Там тепло...

Артемьев: Да, климат меня, конечно, потряс. Мы прожили там три года. Андрон меня внедрил. У него уже было имя, ему поверили, я сделал подряд несколько работ, причем с американскими режиссерами. Неизвестно, как бы все сложилось, если бы Никита меня не вызвал на "Утомленные солнцем" - те, первые. Менеджер говорит: "Ты ни в коем случае не должен ехать. Ты здесь только начинаешь". Я говорю: "А я всего на два месяца". Он: "Если я для тебя за эти два месяца работу найду, то вынужден буду отдать ее другому. Уедешь - больше ко мне не приходи".

и: Вы уехали только потому, что вас позвал Никита?

Артемьев: В общем, да. Я не знал, что это за картина. Но у нас слишком сильная эмоциональная связь, я сразу решил ехать. И  застрял здесь. Потом несколько раз возвращался в Лос-Анджелес, последний опыт - со "Щелкунчиком". Мне там трудно работать: рауты, разговоры, встречи - я очень уставал от этого. Так что ни о чем не жалею. А когда приезжаешь делать картину раз в четыре года - это замечательно. Два года назад меня пригласили американцы, причем молодые люди. Я никак не ожидал, что они знают мою музыку, мне 73 сейчас, а им едва за тридцать. Я избегаю работать с молодыми, восприятие мира уже разное, но тут вроде бы получилось. Картина в сентябре выйдет. Называется "Branded". "Заклейменный" или "Меченый". Сначала называлась "Red Cow", "Красная корова", но потом переиграли, чтобы не возникло ассоциаций с коровьим бешенством.

и: Эдуард Николаевич, я-то знаю, почему близкие друзья называют вас Лешкой. Но многие удивляются. Расскажите.

Артемьев: Значит, родился я в Новосибирске. Сами мы из Москвы, а если чуть глубже копнуть, то из-под Можайска, там есть такая деревня Вешняки. Мои предки - крестьяне. Когда я родился, в моде были иностранные имена: Эдуард, Альберт, Адольф...

и: Вам еще крупно повезло.

Артемьев: Да! Но когда мы переехали в Москву, моя бабушка - вот верующий был человек, прямо ортодокс, в ужас пришла от моего имени. К тому же у нас во дворе жила собачка Эдик. Бабушка сказала: "Собачья кличка?! Да вы что! Будет Алексей, Божий человек". Мы поехали в Ригу, и там меня крестили.

и: Скажите, а из какого сора растут композиторы? Вы были вундеркиндом? Мальчиком с нотной папкой, которого бьют во дворе хулиганы?

Артемьев: Нет, я как раз наоборот...

и: Сами били таких мальчиков?

Артемьев: (Смеется.) Нет, играл в футбол. Но дома режим был жесткий. Я рос у дяди с тетей, потому что мои родители все время ездили по заданиям партии, отец работал в разных городах. А дядя и тетя, папина сестра, оба были музыкантами. Он - даже профессором консерватории. Под железной рукой я занимался ежедневно по два часа. Это меня воспитало очень серьезно.

и: Что вы любите в жизни помимо музыки?

Артемьев: Ничего. Как выяснилось, ничего. Я, кстати, это поздно понял. Лет до сорока мечтал стать пилотом, все собирался пойти в аэроклуб, но здоровье не позволяло...

и: Вы много работаете? Каждый день?

Артемьев: С утра до ночи. Буквально. Позавтракаю и часов в десять сажусь.

и: По необходимости или по внутренней потребности?

Артемьев: Скорее, второе. Заказы - само собой, но есть вещи, которые я хочу написать помимо заказов. Пришло время собирать камни и давать отчет. Очень беспокоюсь, что не успею.

и: Не бывает, что вы просыпаетесь утром и думаете: "О, Боже, опять надо работать, надо к первому числу сдать... С каким удовольствием я бы сейчас полежал на травке у речки, послушал плеск волны...".

Артемьев: Нет, такого не бывает. Я просто думаю: "Как жаль, что я трачу на чужие заказы свое время, которое все сокращается и сокращается". Но без этого не проживешь.

и: Футбол остался в детстве?

Артемьев: Нет, футбол я люблю действительно. Ничего, кроме него, по телевизору не смотрю. Иногда канал Discovery - о природе что-нибудь. Я считаю футбол игрой невероятно интеллектуальной и при этом близкой к искусству. Когда я вижу, как одиннадцать человек организуют атаку, думаю: "Ребята хорошо отрепетировали"...

и: Предположим, вы едете в машине. Какая при этом музыка может звучать?

Артемьев: В машине я музыку не слушаю. Либо в тишине еду, либо под новости по "Эху Москвы". У них взгляд на мир такой... Оригинальный.

и: Увлекаетесь параллельными мирами?

Артемьев: Да-да. Совершенно другая точка зрения - это любопытно.

и: Вы принадлежите к тем людям, которые о попсе говорят презрительно?

Артемьев: Нет. Во всем есть зерно, ничто не случайно. Поп-музыка - кладезь идей. Для тех, кто финансирует это искусство, важно завлекать публику. А чем завлекать? Все время надо придумывать что-то новое - или инструментовки, или систему звукозаписи, или приемы пения. Этот котел постоянно выплескивает золотые слитки. Я там многому научился - особенно в системе записи. Там много всяких приемов, которые звукорежиссеры придумали, чтобы из ничего делать что-то.

У нас, тех, кто занимается музыкой, связанной с технологиями, фантазия ничем не ограничена. Инженеры просто завалили нас идеями и устройствами, мы их не успеваем переварить. Даются сверхвозможности, и если что-то не получилось, значит, это не получилось у тебя, в твоей душе.

и: Жена всегда с вами на записи?

Артемьев: Нет, просто я последние полтора месяца работал по 18 часов в сутки. Она сказала: "Мне любопытно: что же ты такое написал?"

и: Сколько лет вы вместе?

Артемьев: С консерватории. Скоро будет 45 лет. Изольда музыкант. Долго преподавала в училище при консерватории. Сейчас занимается внуками.

и: Внуки уже страдают от музыкального воспитания?

Артемьев: Не очень. Они не поддаются. У внучки явно есть способности, а с внуком занимались, он упорно сопротивлялся, и мы решили, что переламывать ни к чему. Хотя музыка - это труд с детских лет, дубина над головой и крепкий зад. Больше никаких секретов.

и: Вы можете вообразить себя человеком без музыкального слуха? Мною, например...

Артемьев: Нет, не могу. Не представляю, каково это. Хотя специалисты говорят, что проблема не в отсутствии слуха, а в рассогласовании: вы узнаете мелодию, но не можете воспроизвести. Это лечится.

и: Спасибо большое.

Артемьев: (Хохочет.) Есть определенные занятия для развития слуха. Это, как говорится, не порок.

и: Значит, если человек способен заплакать, слушая музыку...

Артемьев: Ну, это вообще исключительная способность. Музыка редко вызывает слезы. Это должно быть уникальное сочинение.

и: У вас такие сочинения есть.

Артемьев: Спасибо на добром слове.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир