Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Русский десант на испанской ярмарке

На международной художественной ярмарке ARCO в Мадриде, которая в этом году отмечает свое 30-летие, впервые ощутимо присутствие России. В специальной программе Focus Russia приняли участие сразу восемь отечественных галерей - из Москвы, Петербурга и даже Владивостока.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В мире ежегодно происходит множество ярмарок изобразительного искусства, но, как и в любой другой сфере, здесь имеется своя иерархия. Есть ярмарки главные - и есть все остальные. ARCO, несомненно, относится к числу первых. Пожалуй, она не дотягивает в статусе до престижнейшего Базеля или, скажем, до парижской ярмарки FIAC, однако на голову выше большинства других конкурентов.

У испанского форума существует ниша, исторически сложившаяся: сюда стекаются галереи не только со всей Европы, но и из Латинской Америки. Разумеется, Новый Свет представлен еще и североамериканскими арт-заведениями, хотя гораздо скромнее. Азии совсем мало, Африка обозначена минимально (например, в этот раз фигурировала только одна галерея из ЮАР). Словом, не в полной мере всепланетный смотр, но все же очень представительная площадка. И, что немаловажно, интересная с коммерческой точки зрения: в Мадриде искусство не только разглядывают, а еще и покупают. Даже в нынешние, не самые легкие времена.

Как известно, Испания больше многих иных стран пострадала от экономического кризиса, это заметно до сих пор по некоторым житейским деталям. Однако на покупательную способность в части предметов искусства упомянутая ситуация особо не повлияла. Красными настенными кружочками, символизирующими акт купли-продажи, просторы ярмарки ARCO были испещрены уже на следующий день после открытия. Вполне вероятно, впрочем, что столь внушительные объемы покупок освоили не только испанские коллекционеры искусства. Их собратья со всего света посещают мадридскую ярмарку с немалым воодушевлением.

Вот на этот плацдарм и высадился десант из восьми российских галерей. Не сказать, конечно, что наши художества заполонили собой все пространство (для сравнения: немецких галерей здесь было 34, а испанских - и вовсе 75), но все-таки получилось довольно весомо. Не жиже, чем у Франции или Великобритании. К тому же на полу перед российскими стендами маячили крупные надписи Focus Russia (так именовалась особая программа, в рамках которой наших в Мадрид и пригласили). Кстати, настенная рубрикация ярмарки включала фразы на кириллице - не без ошибок, конечно, но все равно приятно.

Вместе с галереями - в их числе московские "Айдан", "М&Ю Гельман", XL, Paperworks, GMG, питерские "Марина Гисич" и Anna Nova, а также "Арка" из Владивостока - фигурировали в Мадриде и представительские стенды некоторых художественных институций. Например, Центр современной культуры "Гараж" завлекал публику интерактивным действом, предлагая всем желающим порисовать мелом на большой доске, а "Винзавод" популяризовал свой проект "Старт", нацеленный на раскрутку молодых художников.

Куратор Дарья Пыркина, отвечавшая за программу Focus Russia, вполне намеренно соединила в общем списке "ветеранские" галереи, которые давно включены в международный арт-процесс, с относительными новичками. Не забыт оказался и географический фактор: во многом благодаря ему на ярмарке кроме двух столиц засветился еще и Владивосток, откуда вообще-то крайне редко долетают весточки, касающиеся художественной жизни. В целом можно сказать, что российское присутствие на ARCO получилось предельно органичным. В том смысле, что наши галереи показали искусство, не напирающее на национальную самобытность - напротив, ориентированное на интернациональный стиль.

На ярмарках, подобных мадридской, особенно заметно, до какой степени получила распространение культурная глобализация. Стоит снять со стендов этикетки и вывески, и вы вряд ли догадаетесь, из каких именно стран прибыли в Мадрид участвующие галереи. К нашим это тоже относится. Качество "арт-продукции", привезенной из России, вполне соответствует международным стандартам. Что, между прочим, немаловажно для бизнеса. Тот факт, что работы современных российских художников покупают наравне с любыми другими, следует считать позитивным признаком. А насколько они выражают "загадочную русскую душу" и в какой степени оригинальны... Это уже другой разговор.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...