Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Перспективы "перезагрузки"

Визит вице-президента США Дж. Байдена в Москву стал неким подведением итогов первого этапа "перезагрузки". Два года назад было немало скептиков, которым казалось, что "перезагрузка" скорее пиар-ход, нежели реальная программа. Как известно, во взаимосвязях России и США очень многое решают отношения между лидерами. В данном случае это сыграло в пользу быстрых и ощутимых перемен
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В интервью накануне визита американский вице-президент привел перечень достижений новой политики - от ратификации Договора о СНВ до взаимопонимания по северокорейской ядерной программе, - который подтверждает: "перезагрузка" работает. Сейчас приходит время нового ее этапа, повестку дня которого еще подлежит определить.

Задача выглядит несложной, ибо для ее воплощения есть неплохие исходные позиции: прежние успехи, настрой на сотрудничество. Но дальше будет сложнее, а не проще. Достигнуты контрольные точки, поставленные предыдущими периодами наших отношений (СНВ, "соглашение 1-2-3" по мирному атому, продвижение по ВТО, Афганистан, Иран, Северная Корея). Следующий этап подразумевает либо выбор новых направлений сотрудничества (например, работа над совместной ПРО), либо выход в сферу разногласий, которые пока остаются за скобками. И то и другое потребует качественного рывка, перехода от сотрудничества к партнерству на весьма доверительном уровне.

Обе стороны заинтересованы в том, чтобы "перезагрузка" не остановилась, в том числе и потому, что позитивная отдача от нее для самих политиков далеко не исчерпана. Идет поиск новых тем (одна из целей визита Байдена в Москву). Смещение активности США из Европы в Азию также говорит в пользу сохранения рабочей активности на российско-американском треке.

Однако на пути перехода к "перезагрузке-2" как к партнерскому этапу отношений мы неизбежно столкнемся с проблемой различия в позициях по поводу конфликтных точек на карте мира (Косово, кавказский конфликт августа 2008 года, Украина, Приднестровье, расширение НАТО) и в разных оценках их сторонами. В одних случаях нюансы диктуются объективной ситуацией (Иран для России - сосед). В других мы имеем дело с чистой политикой, отчасти уходящей корнями в прошлое.

Обама в чем-то является заложником действий предшественников и расклада сил в американском политическом классе, где утверждение политики "перезагрузки" в отношении России далеко еще нельзя считать делом решенным.

Самый свежий пример - появление на сайте комитета по международным делам палаты представителей американского конгресса плана работы этого структурного подразделения. Один только выбор приоритетных тем способен похоронить любую "перезагрузку": здесь и "российское вторжение в Грузию в 2008 году, и продолжающаяся оккупация частей этой страны" (на первом месте), и размещение российских войск в "сепаратистском регионе Молдовы", некие попытки использования Россией экономических связей и энергоресурсов для оказания политического влияния на соседние страны... В этом перечне нет ни одного (!) позитивного пункта для двусторонней повестки дня, в чем несомненная "заслуга" нового руководителя комитета - республиканки Рос-Лехтинен.

В последние годы у российских депутатов сложилась продуктивная практика сотрудничества с коллегами в палате представителей, мы один-два раза в год проводили совместные заседания двух комитетов с общей повесткой дня, участием всех фракций, острыми дискуссиями. Теперь, похоже, этот опыт оказывается под угрозой. И это грустно и тревожно. Вероятность того, что несколько "вечно вчерашних" могут загубить все, что по крупицам собирали "оптимисты", весьма высока.

В интересах не только наших двух стран, но и всего мирового сообщества поддержать тех в США, кто сделал ставку на "перезагрузку". Следующая историческая развилка может оказаться в весьма отдаленной перспективе, до которой можно упустить и разрушить очень многое из того, что мы обрели сегодня.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...