Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Зарплата учителей будет зависеть от успехов учеников

Столичные школы планируется перевести на новые экономические рельсы. Основным критерием в оценке их работы должно стать качество обучения. Это предусматривает программа развития системы столичного образования на 2012-2016 годы. Ее проект представлен на общественное обсуждение.
0
Иллюстрация: Images.com
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Цель реформы - мотивировать образовательные учреждения на результат. В ряде регионов система "мотивирующего финансирования" уже выстроена. В одних, по отзывам переживших реформу, по большому счету ничего не изменилось, в других появились учителя первой и второй категории, в третьих учителя стали получать больше, но для этого в школах в целях оптимизации бюджетов пришлось сокращать психологов и социальных педагогов-воспитателей.

Наталия Шерри, экс-министр образования Калининградской области, где эта система уже внедрена, недавно назначена заместителем руководителя столичного департамента образования. По сведениям "Известий", чиновница уже встретилась с руководством окружных управлений образования и с директорами школ. Однако к школьным новациям столица традиционно относилась критически. Например, здесь долго отвергали ЕГЭ - Москва внедрила у себя систему Единых госэкзаменов практически последней из субъектов РФ. То же самое и с новой системой оплаты труда учителей. Она пока не детализирована, но уже звучат сомнения в продуманности нововведений.

- Понятно, что многое будет зависеть от контингента, от количества учащихся в школах, - поделилась с "Известиями" на условиях анонимности директор одной из московских школ. - В Москве самые элитные образовательные учреждения - гимназии и лицеи. Но в лицеи набирают учеников только с 5-го класса, а в некоторые - и с 9-го. Априори у них не может быть большого количества учеников. Поэтому если новая методика будет сориентирована на этот показатель, то у педагогов лицеев зарплата может оказаться гораздо меньше, чем в обычных школах. Там качество знаний может быть невысоким, зато в списке 700-800 учеников. Кроме того, часть образовательных учреждений в Москве разделилась на прогимназии и гимназии, и процесс их обратного слияния станет болезненным. А выжить без слияния сложно - может случиться так, что после нововведений работать в инновационных учреждениях окажется невыгодно.

- В продвинутых европейских странах оплату труда учителей очень осторожно связывают с результатом, - говорит уполномоченный по правам ребенка в Москве, педагог Евгений Бунимович. - Большинство ориентируется на такие рутинные критерии, как стаж, уровень образования, количество часов - все это является базой учительского жалованья.

Вводить новую систему, считает наш собеседник, имело бы смысл в случае реального повышения зарплат учителей.

- Даже если по новой системе будут считать хорошо и правильно, расходы на оплату труда в бюджете Москвы, если судить по этому году, сильно не увеличатся. Они будут расти, как и сейчас, вместе с инфляцией. Люди придут к кассе и увидят, что получили примерно то же самое, но только по другим критериям. Вот увеличили бы зарплаты учителей в полтора раза, тогда можно было бы экспериментировать с новой системой оплаты. А если общий бюджет не меняется, новации рискованны.

Самый интересный вопрос - по каким критериям станут определять качество образования: по результатам ЕГЭ, по участию школьников и их победам в предметных олимпиадах, по итогам годовых контрольных? И что вообще можно считать положительным результатом в образовании?

- К сожалению, основной критерий оценки качества образования, который сейчас выдвинут, это результаты ЕГЭ, - констатирует Бунимович. - И это плохо вне зависимости от того, хороша или плоха сама система ЕГЭ. В Москве очень разные районы и потому в школах очень разный контингент. Поэтому если в одной школе результаты ЕГЭ существенно выше, чем в другой, то это не всегда заслуга здешних учителей. Но как это замерять?

В столице появились школы, где чуть ли не половина учеников - мигранты. Можно представить, какими у них будут итоги экзаменов по русскому языку, который для них не родной. Если ученик, который с трудом изъяснялся по-русски, сдал зачет - это уже высокий результат. Но чтобы оценить вложенный в это труд учителя, нужны очень тонкие механизмы. Которые, возможно, уже разработаны, но широкой общественности пока неизвестны.

Компенсировать возможное сокращение бюджетных выплат смогут родители. На смену традиционным школьным "поборам" должны прийти "эффективные инструменты регулирования сферы платных услуг и родительских доплат".

Подробно ознакомиться с проектом программы можно на сайте www.mosedu.ru.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...