Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Мир
МИД Китая отреагировал на обвинения в шпионаже со стороны Германии
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Армия
ВС РФ ударили по украинскому эшелону в районе Удачного в ДНР
Политика
Уровень доверия россиян Путину составил почти 80%
Интернет и технологии
В «Единой России» сообщили о масштабных кибератаках на свои ресурсы
Экономика
В ФАС призвали скорректировать ценообразование на авиабилеты
Политика
Военный эксперт указал на желание США снять с себя ответственность за провал ВСУ
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Общество
В ГД внесли проект о возможности продления майских праздников по решению жителей
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Общество
Сторона защиты попросила отменить экс-замминистра обороны Иванову арест
Общество
Матвиенко увидела предпосылки для «демографической весны» в России
Экономика
Аналитик указал на заинтересованность ЕС в больших объемах СПГ из РФ
Общество
В России утвердят пятилетнюю программу развития дорог в новых регионах до мая

Сокровище земли русской

Белокаменный Троицкий собор - самое древнее сооружение Троице-Сергиевой лавры. В XIV веке его построили на месте деревянного храма Святой Троицы, над гробом Сергия Радонежского. Это главный храм обители, давший ей название. Он стал и ее композиционным стержнем: остальные постройки возводились "с оглядкой" на него.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Собор является первым каменным зданием на территории монастыря. Это, пожалуй, один из лучших образцов московского белокаменного зодчества XIII-XV веков, который пощадили войны и время. Однако Троицкий собор - гораздо больше, нежели стены и своды: именно вокруг этого собора сформировался архитектурный ансамбль лавры, именно для его иконостаса была написана Андреем Рублевым икона "Святая Троица". А самое главное - внутри этого собора находится духовное сокровище русской земли - мощи святого Сергия Радонежского. Собор и был построен в его память, а заложен в год причисления основателя монастыря к лику святых. Летописи свидетельствуют, что на закладку храма собрались видные церковные деятели и князья, с помощью которых игумен Никон собирал зодчих со всех концов русской земли и скоро "церковь прекрасну воздвиже".

Строительству Троицкого собора, украшенного резными поясами и имеющего перспективные порталы, способствовал князь Юрий Звенигородский, который был меценатом своего времени. Это было его третье сооружение после соборов в самом Звенигороде и в Саввино-Сторожевском монастыре. Интересно, что в XV-XVI вв. здесь крестили наследников московского престола, скрепляли договоры целованием креста у гроба Сергия.

Удивляет не только история этого собора, но и его архитектура, особенности которой заметит и глаз непрофессионала. Облик храма прост и небросок. Пропорции Троицкого собора словно растянуты по горизонтали. Стены неровные, а с западной стороны - покатые. Стены собора заканчиваются арками (закомарами) и украшены тремя узорчатыми поясами. Знаменит и иконостас собора, 42 иконы которого принадлежат кисти Андрея Рублева. Здесь же работал и иконописец Даниил Чёрный. В соборе сохранилась копия знаменитого творения Рублева - икона "Троица", написанная им по поручению игумена Никона.

Особое внимание стоит обратить на живописное многоярусное завершение собора - по красоте оно может посоперничать с московскими храмами. В XV-XVI вв. к собору было пристроено несколько приделов. Так, с юга к старому собору примыкает Никоновский придел, воздвигнутый над захоронением игумена Никона. А к западной стене монастыря примыкает Серапионова палатка, возведенная над мощами архиепископа Серапиона.

Храм-мавзолей внутри довольно небольшой. Его столпы сильно сдвинуты к востоку, и алтарная часть очень невелика - вероятно, зодчие стремились увеличить вместительность храма. Внутри плоскости стен, лишенные всяких декоративных элементов, производят еще более строгое впечатление, чем наружные стены фасадов.

Примерно в 1425-1427 гг. внутренние стены собора были расписаны Андреем Рублевым и Даниилом Черным с помощниками. К началу XVII в. фрески порядком обветшали. В 1635 году они были сбиты и заменены новыми, исполненными местными иконописцами, но с сохранением старой системы росписи. В дальнейшем стенопись неоднократно обновлялась. Сегодня стены собора в верхней части украшают фрески 1635 г., раскрытые в процессе реставрационных работ в 1949-1954 гг. Но первоначальная орнаментальная роспись, принадлежащая Андрею Рублеву, сохранилась лишь на откосах двери в дьяконнике.

Над гробом Сергия Радонежского стоит серебряная рака, созданная мастерами Оружейной палаты в Москве в конце XVI в. по велению Ивана Грозного. Правда, в монастырь она поступила после смерти Грозного в 1585 г. как вклад царя Феодора и царицы Ирины. А серебряная сень - вклад императрицы Анны Иоанновны - изготовлена в Москве в мастерской Давида Прифа. Она украсила храм в 1737 г. Революционная волна накрыла этот собор в 1920-х годах. Тогда он был закрыт. Богослужения возобновились в нем лишь в конце 1940-х. 11 апреля 2004 г., на Светлое Христово Воскресенье, был поднят на колокольню Троице-Сергиевой лавры колокол, который зазвонил на праздник Святой Троицы.

Комментарии
Прямой эфир