Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров предупредил о риске ядерного инцидента в случае новых ударов США по Ирану
Происшествия
В Пермском крае семиклассник ранил ножом сверстника
Авто
Автомобилисты назвали нейросети худшим советчиком по вопросам ремонта
Мир
Названы лидеры среди недружественных стран по числу граждан в вузах РФ
Общество
Эксперт дала советы по избежанию штрафов из-за закона о кириллице
Общество
В России вырос спрос на организацию масленичных гуляний «под ключ»
Мир
Левченко предупредила о риске газового кризиса в Европе
Мир
Политолог указал на путаницу в требованиях Украины на встрече в Женеве
Общество
С 1 сентября абитуриенты педвузов будут сдавать профильный ЕГЭ
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 113 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
Яшина отметила готовность блока ЗАЭС к долгосрочной эксплуатации
Общество
Одного из подозреваемых в похищении мужчины в Приморье взяли под стражу
Мир
Посол РФ прокомментировал попытки Запада создать аналог «Орешника»
Мир
Израиль опроверг задержание Такера Карлсона в Бен-Гурионе
Общество
Мошенники стали обманывать россиян через поддельные агентства знакомств
Авто
Автоэксперт дал советы по защите аккумулятора от морозов
Мир
Ким Чен Ын лично сел за руль крупнокалиберной РСЗО

Недвижимое счастье

Приобретение недвижимости - не коммерческая сделка, а политическое заявление.
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Люди, решившиеся на приобретение недвижимости сейчас, здесь, в России, - убежденные оптимисты. Именно они, обладатели бумажек, выданных местным органом госрегистрации собственности, верят в будущее страны без дураков.

Среди оптимистов выделяется отдельный класс - идеалисты. Они уверены в себе не меньше, чем в России через 10, 20 и 30 лет. И смело вписываются в ипотеку на полмиллиона долларов. Это люди широкой души: надо быть почти святым, чтобы половину суммы отдать банку в виде процентов и радоваться удачной покупке. И обставлять квартиру, купленную по цене лондонского особняка, сборной мебелью из шведской ДСП.

Идеалисты часто занудствуют по мелочам. Один такой напирал на меня: а если банк не одобрит сумму сделки? Не согласится, что ваша квартира стоит столько? Кто тогда будет платить за экспертизу? Это же 8 тысяч рублей! Журналисты - циничные реалисты. Поэтому я ослепительно улыбнулась моему потенциальному идеалисту: конечно, вы. Надо же парню когда-то столкнуться с правдой жизни.

Два года назад приличные люди из изучали объявления: "Приобретая здесь недвижимость, вы покупаете возможность жить там, где другие только мечтают проводить отпуск. Благодаря завидному климату и близости к морю все местное население круглый год занимается такими видами спорта, как дайвинг, водные лыжи и пр., постоянно питается свежими и полезными для здоровья фруктами". Все это про Египет. Куда еще отнести свои 50 тысяч евро менеджеру среднего звена, которому на Ниццу пока не хватает, а на пригород Москвы не хватит никогда? Пусть не в Сен-Тропе, так хоть в Шарме дано человеку почувствовать себя Олегом Дерипаской. И что теперь стоит та вилла с видом на революцию?

Цены на недвижимость напрямую коррелируют с представлениями о счастье. А образ счастья - массовый продукт, востребованный и россиянином, и египтянином. Безопасность, стабильность, образование, медицина, юридическая защита, соцгарантии, экология, воспитанные соседи, ну и для особенных эстетов - виньетки в виде исторических традиций и вида из окна. Счастливых мест для проживания в мире немного, и недвижимость там дороже всего. Сорокаметровый египетский кондоминиум стоил 40 тысяч долларов, такая же типовая лачужка в Канне - 180, а то и 230 тысяч евро. Цена типового каннского метра - это цена за минимум счастья. О ценах на нетиповое кап-д'антибовское жилье умолчим. Там суммы райские, недостижимые, как просветление при жизни, если вы не Будда из списка Forbes. Будд немного, но они есть. Кому-то ж надо продавать и покупать представление о рае. У себя на родине можно проповедовать бесквартирным гражданам любые экономические концепции и политические идеи, можно быть либералом, почвенником, государственником, стоящим во фрунт, но сердце твое там, где куплена твоя недвижимость.

Москва года три назад достигла состояния просветленности. Осознание, что каждый второй москвич - долларовый полумиллионер, настраивало на высокий лад. Вот обвиняют Лужкова, что варварски сносил Москву и вгонял в ее живое тело сваи новостроек. А кто бы мог сопротивляться желанию людей купить себе 200 квадратов в раю? Возгонка цен на недвижимость - процесс, лежащий за пределами грубой спекулятивной логики. Строительный бум отражал не алчность застройщиков, а духовную энергию места. Если душа стремится ввысь, к цене 50 тысяч евро за квадрат, какой чиновник способен удержать ее? Всем хотелось жить и покупать в Москве.

А нынче - тишина. Темны глазницы кондоминиумов на Остоженке, парадные скованы льдом, какие-то по-египетски дешевые автомобили припаркованы рядом. Можно, конечно, объяснить материалистически: порезали топ-менеджерам бонусы, нет кредитов у застройщиков и вообще мировой кризис. Но желание обрести недвижимость - это страсть, а страсть нелинейна, иррациональна.

Говорят - в России нехороший инвестиционный климат. В Давосе про это объясняли целой делегацией. Мой риэлтор новостей про Давос не читает, просто докладывает: покупатели звонят раз в две недели. А когда-то названивали по пять раз на дню. Экономисты могли бы сконструировать мультипликатор, вычисляющий соотношение количества покупателей недвижимости и степени инвестиционной привлекательности страны. Азарта нет в людях. Для оживления рынка недвижимости нужны иррациональные меры. Надо как-то вернуть ощущение счастья от жизни в России.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир