Фокусник - не волшебник
Прочел я буклет тамошнего кандидата от ЛДПР: ну все как полагается. Бумага кипит и пылает; у власти стоят мародеры, а ежели не мародеры, то иуды, которые за тридцать сребреников... Долой, доколе.
Диссонанс вносит личность кандидата. Он преподаватель истории. Доцент. Профессор. Такой интеллигентный худощавый человек. Я говорю ему: вот вы историк. Вы ж знаете, куда Россию обычно заводит революционный пыл. Да и лексика какая-то у вас не профессорская. Он говорит: нет там такого! Не может быть! В моем буклете? Достаю буклет. Кандидат читает. "М-да", - говорит. И несколько тушуется.
А дело происходит в кабинете у ставропольского лидера ЛДПР Ильи Дроздова, зампреда краевой думы. И они с кандидатом обмениваются беглыми взглядами и неоконченными репликами, из которых на моих глазах формируется такой ответ заезжему журналисту: пиарщики, писавшие текст, слегонца перегнули, но профессорским "батенька" да "голубчик" выборы не выиграешь. На то и кампания, чтобы орать громче, мочить жиже.
То есть, чтобы профессор выиграл, ему надо перестать на месяц быть профессором. Он, как оборотень, на выборный период должен обрасти клыками и шерстью. И профессор, скрестив мосластые руки, виновато улыбался: готов обрасти. Партийная дисциплина.
Еще пример. Ректор Юго-Западного госуниверситета Сергей Емельянов вступил в своем округе в предвыборную битву с авторитетным политиком. Агитирует ректор новыми идеями, уникальными приборами, днями открытых дверей, курсами для желающих получить второе образование и прочими прекрасностями. А ему сжигают машину. И сыну сжигают. А чтоб было похоже на стихийное бедствие - и еще три, стоявших рядом.
Следствие, конечно, идет, и виновные пока не установлены. А думать на кого-то - это же не запретишь. Как и к делу не пришьешь. Но нехорошие мысли ректора обуревают. Он хоть и верит в своих студентов и иной свой электорат, но тоже изучает всякие технологии. Не для того чтобы самому применить, а чтобы обороняться. Предвидеть. Быть поклыкастей. Пошерстистей.
Еще про одну коллизию расскажу. В Оренбурге "Патриоты России" подали в суд на ЛДПР за предвыборный лозунг "В нашей власти - смена власти". За призыв к свержению. Я лично читал лозунг этот и так и сяк. Он, собственно, и придуман с целью возбудить общественное мнение - и пройти по тонкой провокативной грани. Хочешь - уверяй, что выборы и есть смена власти. Хочешь - уверяй, что смена власти - это нечто совсем другое. В беседе жириновцы пылали праведным гневом, обвиняли суд в ангажированности, но я уверен, что они патриотам сердечно благодарны: скандал устроен звучный.
А снять с выборов не снимут, даже если экспертиза подтвердит "разжигание". Все же знают, что сверху есть указание административный ресурс без толку не палить, политической ажитации без крайней необходимости не мешать, напротив, политическая борьба есть признак цивилизованности и борьбы с наметившимся застоем.
Больше того: есть у некоторых товарищей на местах мнение, что надо бы закрыть глаза и на нарушения при сборе подписей, из-за чего некоторые малочисленные, но зато демократические партии не были допущены до выборов. Ну не собрали они подписи, не подтвердили подлинности - поди их собери честно, упаришься. Допустить - пусть участвуют. А как же закон? Ну что закон?! Это же выборы, спектакль, триллер, выпуск энергии, преувеличенность, разнообразие, рестлинг в грязи, состязание в высокопарности - все сразу. И понарошку - слегонца.
Может, и так. Но беседуя с представителями некоторых партий, ловил себя на том, что передо мной фокусники. А кто сам не умеет доставать кролика из шляпы, те доверились нанятым мастерам искусств. В Курске представитель местных "справедливороссов" так и сказал: за нас кампанию ведут политтехнологи из Москвы. Список, не выходя из роли, возглавляет актриса Римма Маркова. То есть практически виртуальный персонаж. За "единороссов" по городам агитируют Александр Карелин, Светлана Журова - и все это с битком набитыми залами, в театрах и цирках, бодро, звонко...
Только вот народ чего-то на этот цирк в урочный день не больно ходит. Явка на выборы в местные и региональные органы власти в России колеблется вокруг явно не рекордной цифры - 30 процентов. Вряд ли она будет значительно выше и в этом марте. К тому же общий фон очень сложный: тарифы на услуги подскочили. Цены на продукты выросли. Дизельное топливо сравнялось по цене с бензином. Зазор между богатыми и бедными - громадный. Без взятки не чирикнешь... и т.д. Избиратели, отвечая для себя на вопрос, помогут ли выборы со всеми фейерверками, судами, публичными дебатами, тоннами макулатуры решить эти проблемы, в большинстве своем остаются дома.
Против чудовища реальных проблем фальшивые, предвыборные пиар-клыки бессильны. На сложностях можно играть. Но оппозиция, даже самая бодрая и зубастая, в душе понимает: приди она к власти - останется наедине все с теми же проблемами государства. И что? Ты не иуда, не мародер, а чего ж гречки опять нету? Где обещанный мост? Почему цена на бензин больше, чем в Америке?
Зазор этот - одно в душе, другое на публику - пагубный. Фокусник - не волшебник. В его ящике зеркало, в его цилиндре конфетти. Борьба с застоем в политической системе страны не заменит зримых сдвигов в экономике и успехов социальной политики. Нынешняя кампания, по-моему, ясно показывает это и тем, кто играет в предвыборном триллере, и зрителям.
P.S. Загадка самовара, о котором писал в предыдущей колонке, раскрыта. Поплавок с магнитом, опускаясь вместе с уровнем выкипающей воды, размыкает контакты в герконе - стеклянной трубке, заполненной инертным газом. Читатели не только пояснили мне это, но и сообщили, что такая деталь есть внутри "Тополя". Надеюсь, мы тем ничего не разгласили, а только подчеркнули достоинства наших самоваров и ракет.