Юбилей советского комикса
Всего на экспозиции представлено 280 рисунков выдающихся художников, сотрудничавших с изданием с 1956 по 2000 годы - от рисованной игры по приключениям Синдбада-морехода до пародийного комикса про похороны мячика с текстом Эдуарда Успенского. Большинство рисунков (выставка продлится до 20 февраля) никогда прежде не экспонировалось.
Своим возникновением журнал обязан Ивану Семенову, блестящему карикатуристу из сатирического журнала "Крокодил". "Что ты рисуешь?" - спросил он как-то своего сына Володю. - "Картинки". - "Какие?" - "Веселые". Так родилось название единственного издания в СССР, которое ни разу не подвергалось цензуре. Семенов же нарисовал и "лицо" журнала - смешного персонажа с карандашом вместо носа. В противовес героям соцреализма Карандаш выглядел как типичный представитель творческой интеллигенции. Концепция оказалась очень плодотворной - к началу 1980-х тираж журнала составлял 9,5 млн экземпляров. Логотип с буквами-человечками появился только в 1978 году - его придумал известный художник Виктор Пивоваров.
- Всего в концепции журнала можно выделить три этапа, - рассказывает нынешний главный редактор "Веселых картинок" Инна Антипенко. - Первый - "семеновский", когда журналы иллюстрировали "крокодиловцы" Каневский и Лаптев. Второй начался при Рубене Варшамове, когда над "Картинками" начали работать художники-нонконформисты. И наконец, постсоветский период, который продолжается до сих пор.
На сегодняшний день тираж журнала составляет 118 тысяч экземпляров. Полюбившиеся персонажи советского комикса - Карандаш, Дюймовочка, Самоделкин и другие - остались прежними.
- Наряжать Карандаша в джинсы - зачем? - спрашивает Антипенко. - Наоборот, с середины 90-х родители просят сохранять традиционных героев в противовес "диснеевской" культуре. Хотя дети, к сожалению, стали читать меньше - а журнал, несмотря на название, ориентирован все-таки на чтение.