Клуб серьезных и находчивых
Кажется, что после прорыва, который совершил везунчик Марк Цукерберг, все последующие социально-сетевые проекты, как бы они ни были хороши, обречены влачить существование в качестве бледных копий Facebook. Основатели российской компании Witology - председатель совета Лиги независимых экспертов Сергей Карелов и президент Фонда "Общественное мнение" Александр Ослон - намерены доказать, что это не так.
Сейчас Witology завершает разработку продукта, который с помощью интернет-технологий позволит создавать "сетевые фабрики" по производству идей. Проект можно было бы назвать чисто коммерческим, если бы не одно "но". По наблюдению ряда специалистов, дефицит идей - глобальная беда российского бизнеса, которая самым худшим образом отражается на экономике. Даже успех "Сколково", несмотря на мощнейшую государственную поддержку, во многом определяет именно наличие качественных инициатив, которые можно реализовать. Так что поощрение всяческих изобретателей и выдумщиков стало государственным приоритетом. И если это совместить с сетевой "болталкой", то получится нечто приятное и полезное одновременно.
Работать система будет по следующей схеме: члены сообщества - сотрудники конкретного предприятия, а в некоторых случаях (в зависимости от типа и масштабов задач) и "люди с улицы", получают от модераторов вводные данные, а потом озвучивают свои предложения, спорят, обсуждают чужие.
С помощью специальной технологии из множества идей отбираются самые стоящие. Участники сообщества рейтингуются по компетенции и областям знаний. Самые активные и толковые в результате становятся признанными генераторами идей в глазах не только коллег, но и начальства. Им могут и зарплату поднять, и продвинуть по службе. То есть включается принцип "социального лифта", который стимулирует других сотрудников подключаться к работе в социальной сети и выдвигать свои идеи.
- На выходе заказчик получает не только готовое решение. Технология позволяет формировать из самых активных и толковых участников сообщества готовые креативные команды для работы над последующими задачам, - пояснил "Известиям" Александр Ослон.
Разыскивается толпа
Можно предположить, что проблем с "производством идей" в больших корпорациях, имеющих мощный кадровый ресурс, быть не может. В реальности все иначе.
- В крупных компаниях креативная энергия сотрудников успешно подавляется, - говорит независимый эксперт Леонид Делицын. - Там выгодно держать язык за зубами, поскольку действует принцип: инициатива наказуема. .
Случается, что для решения задачи вообще нужна помощь "людей с улицы". Для определения такого подхода появился термин "краудсорсинг" - использование ресурса толпы. Но как обеспечить приток "людей с улицы"? Как ни странно, многих привлекает возможность увидеть собственные идеи воплощенными в жизнь.
- Большинству компетентных и опытных специалистов важно, чтобы их идеи были реализованы, поэтому они готовы ими делиться, - замечает Леонид Делицын. - А кроме того, делать что-то полезное для крупной корпорации - выгодно. Руководство будет знать, что вы профессионал, и однажды это пригодится.
Случаи, когда автором блестящей, не требующей доработки идеи становится один человек, конечно, есть, но специалисты уверены: "коллективный разум" способен выдавать их в гораздо большем количестве. Для того чтобы превратить "толпу" в полноценный "коллективный интеллект", ее нужно организовать.
- Социальная сеть позволяет это сделать, - говорит Александр Ослон. - Как результат - прорывы становятся нормой.
Пять миллионов за "коллективный разум"
Witology развивается уже больше двух лет, но реальный прорыв сети может состояться только с приходом крупных инвесторов. Недавно Witology договорилась о совместных инвестициях в проект с ОНЭКСИМом Михаила Прохорова и "Спутником" Бориса Йордана. На первом этапе их вложения в "коллективный разум" составят $5 млн, что лишний раз подчеркивает значимость проекта. Вложенные инвесторами $5 млн позволят выпустить финальную версию и начать работу с клиентами.
- На российском рынке уже имеются похожие продукты для решения сходных, но более узкоспециализированных задач, - говорит Делицын. - Например, у компании "Текора" есть "информационный инкубатор инновационных идей". Его суть в том, что сотрудники получают доступ к инновационным предложениям своих коллег и могут их оценивать. Таким образом, включается "коллективный разум" компании. Самые трезвые и перспективные идеи постепенно достигают внимания руководства, при этом никого за инициативность не репрессируют.
По прогнозам эксперта, в перспективе похожих продуктов будет появляться все больше и первое время предложение будет опережать спрос. Но постепенно руководители компаний перестанут бояться "коллективного разума" и станут более активно использовать этот ресурс.
Кому нужны идеи
Впрочем, есть и эксперты, которые сомневаются в проекте. Они уверены: спрос на разработки в этой области будет ограниченным.
- Продукт может заинтересовать 10-15% крупных компаний, в стратегию развития которых укладывается инновационный подход, - говорит генеральный директор ИАА "Неделя сотовых технологий" Денис Кусков. - Но это произойдет лишь в том случае, если руководители поймут, насколько полезным может быть "коллективный мозг", и увидят реальную отдачу.
А председатель "Деловой России" Борис Титов считает, что, несмотря на полезность новой разработки, на нынешнем этапе она вряд ли будет востребована. Ведь дело совсем не в дефиците идей.
- Социальные сети, в том числе и специализированные корпоративные, нужны. Они позволяют обмениваться знаниями и опытом. Но с идеями у нашего бизнеса все в порядке - мозги работают. А вот с реализацией предложений большие проблемы. В России для этого не созданы условия. Пока ситуация такова, генерировать очередные идеи нет никакого смысла.
Работайте бесплатно
Одна из самых известных в мире студий мультипликационных фильмов - Pixar своим успехом во многом обязана именно сотрудничеству с "коллективным разумом". На сайте корпорации постоянно "работает" множество "людей с улицы". Они предлагают новых героев, сюжеты, костюмы. Благодаря этому студия обеспечивает себе постоянный приток идей. Наиболее инициативные авторы получают высокие баллы, зарабатывая репутацию, что потом помогает устроиться на хорошую работу
Случается, что использование ресурса краудсорсинга позволяет компаниям выдавать на рынок совершенно новый революционный продукт. Именно так было в случае с известным дезодорантом "Rexona". Как утверждают специалисты, этот антиперспирант появился в результате соревнования группы профессиональных маркетологов с любителями, которые были не прочь поделиться своими мыслями на предмет эффективной борьбы с потом.