Объехать пробки

- Я очень надеюсь, что от строительства всех этих "колец Сатурна" в конце концов откажутся, - рассказал в понедельник в пресс-центре "Известий" научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Он с недавнего времени призван мэрией Москвы осуществлять научное кураторство ИТС. - Нужно улучшать движение по радиальным направлениям.
Критики четвертого кольца не раз отмечали неоправданно высокую стоимость проекта. Критику услышали. Мэр Москвы Сергей Собянин в декабре прошлого года заявил, что сомневается в целесообразности продолжения строительства четвертого кольца. Однако уже начатые работы на участке от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе должны быть завершены. Строительство этого участка ЧТК длиной четыре километра уже обошлось казне в 66,6 миллиарда рублей.
Интеллектуальная система, которая подразумевает оснащение общественного транспорта и уличных объектов навигационной электроникой, создание единой диспетчерской сети и своевременное информирование участников движения могут обойтись дешевле четвертого кольца. В 2011 году на создание ИТС из московского бюджета будет выделено 6,25 миллиарда рублей. (Подробнее о проекте ИТС читайте в "Известиях" от 20 января 2011 года "Пробки победят силой мысли".)
Первым шагом по пути интеллектуализации дорожного движения в столице станут электронные табло.
- Мы планируем установить 47 электронных табло, которые будут информировать участников дорожного движения о плотности трафика на конкретном участке, а так же давать рекомендации, как удобнее объехать пробку, - сообщил начальник Центра телеавтоматического управления движением транспорта ГИБДД Москвы Игорь Королев.
Судя по опыту городов, где уже действуют аналогичные системы, скорость движения увеличивается на 10-15 процентов. При этом по мере улучшения дорожной ситуации на трассы выезжает больше машин. И тогда все усилия могут быть сведены на нет. Переломить тенденцию можно лишь одним способом: сделать более привлекательным общественный транспорт.
- Задача состоит в том, чтобы привлечь больше москвичей на общественный транспорт, не ограничивая их в правах, - считает Игорь Королев. - Нужно заменить старый подвижной состав современным и более комфортным, выделить обособленные полосы для его движения, а также продлить метро за пределы города.
По словам Королева, для того чтобы разгрузить город, на общественный транспорт нужно пересадить всего 10 процентов автовладельцев. Михаил Блинкин заметил, что если еще несколько лет назад водители категорически были против этого, то, согласно последним опросам, сейчас уже 20 процентов жителей Москвы согласны отказаться от личных авто в пользу метро, трамваев и автобусов.
- Надо прекратить эту автомобильную халяву, когда траты водителя ограничиваются только бензином и ОСАГО, - призывает Блинкин. - В центре Нью-Йорка парковочное место стоит от 800 до полутора тысяч долларов в месяц. И экономные граждане предпочитают добираться до нужного места на общественном транспорте.
Возможный отказ от строительства четвертого транспортного кольца не отменяет другие дорожные проекты. Например, в ближайшее время начнутся работы по улучшению инфраструктуры Варшавского шоссе: там будут расширены заездные карманы для общественного транспорта, съезды и развязки, оптимизирована работа светофоров.
Справка
В Московском регионе автомобильный транспорт выполняет 80 процентов общего объема перевозок грузов и пассажиров. В Москве и Московской области зарегистрировано 5,4 млн единиц транспорта - 16 процентов всего транспорта России. По прогнозу на 2015 год численность автотранспортных средств составит 8 млн единиц.
Больше автобусов, меньше грузовиков
В понедельник члены московского правительства, администрации Подмосковья и представители Минтранса РФ обсудили проект программы развития столичного транспортного узла до 2020 года, которая должна быть утверждена в ближайшее время.
Выслушав доклад главного инженера НИИиПИ Генплана Михаила Крестмейна, мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что это первый серьезный документ, который охватывает не локальные участки, а весь регион в целом. Проект не окончательный. Собянин предложил доработать несколько направлений.
В частности, мэр выступил против заложенных в документе темпов увеличения грузовых транспортных перевозок в Москве до 2020 года на 40 процентов. Призвал более детально проработать вопрос развития наземного городского транспорта: автобусного, троллейбусного, трамвайного. И напомнил о тяжелейшей ситуации, в которой сегодня оказалась столица: "Плотность населения в Москве в два раза выше, чем в крупнейших мегаполисах Европы. А плотность улично-дорожной сети - меньше в разы. Причем не в два раза, до пяти раз! - сказал Собянин. - И перемещение пассажиров из-за неоднородности расположения жилых массивов и мест приложения труда еще дает дополнительный мультипликатор".