Старые развалины, современные угрозы
Сам по себе Преа Вихеа (или его развалины) - это храм, изначально индуистский, построен кхмерами (камбоджийцами) в XI веке. А сейчас находится на спорных четырех с половиной километрах территории между Камбоджей и Таиландом. ЮНЕСКО в 2008 году внесло храм в список всемирного культурного наследия как камбоджийский (что просто факт), Международный суд в Гааге тоже так считает. А территория была образцом дружбы между народами: тайцы и камбоджийцы спокойно ходили там через фактически не существовавшие границы. Ведь это был пример для всего мира. А сейчас дошло до артиллерии и убитых.
При чем тут Курилы? Хотя бы при том, что нынешняя граница между Камбоджей и Таиландом, пусть не до конца демаркированная, - результат Второй мировой. В которой Таиланд был не то чтобы совсем за Японию, но никак не на стороне антигитлеровской коалиции. А еще дело в том, что любые конфликты такого рода сопровождаются криком об "исконных" землях. По части Курил мы только что это в очередной раз услышали.
"Исконные" земли - это что? В XI веке, когда камбоджийские короли построили Преа Вихеа, они правили территориями, доходившими до нынешней Индонезии. А Таиланд отсчитывает свою историю с 1238 года, в XI же веке он входил в состав того самого камбоджийского королевства.
Здесь надо сказать неприятные вещи. "Исконных земель" не бывает. Нет на земле народов, которые живут сегодня в точности там, откуда произошли. Исконные русские земли начинались с Киева. Англию завоевывали две волны европейцев с континента - саксы и норманны. Про США и говорить нечего, вдобавок можно напомнить, что Техас был мексиканским, и не только он. Япония... а это и вообще интересно - было такое королевство Рюкю, с XV по XIX век платило дань Китаю. Сейчас это префектура Окинава. А есть еще немало пережившие Иерусалим и Стамбул, Страсбург и Кордоба. В общем, весь мир живет в стеклянном доме. И теоретически любой, кто говорит - даже только говорит - об "исконных" землях, должен был бы быть врагом всего человечества, потому что дурной пример заразителен.
Случай с Камбоджей и Таиландом - особый, потому что агрессор в данном случае относится к категории "частных лиц". Это команда активистов, когда-то поддерживавшая нынешнее таиландское правительство, а потом с ним поссорившаяся. Она взяла привычку торжественно вторгаться на территорию у храма, провоцируя камбоджийских пограничников на арест. Это происходило несколько раз, с перестрелками и убитыми, в последний раз - в декабре прошлого года.
Последствия таких вылазок становятся опасными, поскольку что-то не то происходит с правительствами. Японское и таиландское правительства оба могут не дожить до лета и поэтому, не сговариваясь, все активнее подыгрывают защитникам "родной земли". (И не только им - таиландский министр иностранных дел Касит Пиром успел уже заявить, что за спиной у Камбоджи стоят Россия, Китай и Индия, но, к счастью, у Таиланда есть Америка. Что-то в этом просматривается от Саакашвили, не правда ли - совсем слабая политика.)
Страх перед ультра-патриотами... вы можете сказать, что так было и десять, и сто, и тысячу лет назад. И что зря большевики утверждали, что войны начинают империалистические правительства, народы же их не хотят - на деле чаще бывало наоборот. Но дело в том, что еще десять лет назад правительства были увереннее и сильнее, поскольку их не свергали с помощью социальных сетей. И это - новая ситуация.
Одни говорят, что народ всегда прав, другие - что никогда. Но "твиттерные революции" делаются не всем народом, а особой, не всегда образованной, но очень агрессивной его частью. И - совсем неприятная вещь: информационные технологии пока что наиболее мощно используются далеко не обязательно просвещенной и ответственной частью общества, часто наоборот. Горилла с компьютером, поднимающая единомышленников не важно на что - свержение диктатора, возвращение "исконных земель", - это похуже гориллы с гранатой.
Конечно, правительства и элиты придут в себя и научатся действовать в новых условиях. И тогда, может быть, начнется международная работа по изоляции тех, кто мечтает использовать территориальные споры для расшатывания ненавистной "системы". Разговоры об "исконных" землях можно поставить вне закона каким-нибудь договором. А информационным технологиям лучше бы стать орудием просвещения, в том числе по части того, где чья земля и что с этим делать.